Чужая боль… Какие чувства она может вызвать? Сострадание? Желание помочь? Похвально. Но если помимо этих чувств возникает стремление помогать со знанием дела – это означает, что внутри зреет новый Авиценна или Гиппократ. Героиней нашего неформального интервью «без галстука» стала врач-невролог терапевтического отделения ЦРБ Елена Чуева, каждый день сталкивающаяся с человеческой болью и стремящаяся облегчить её всеми имеющимися в её арсенале средствами. Не без оснований районная Доска почёта украшена фото с её именем.
— Какие личностные примеры стали ориентирами в Вашей жизни?
— Безусловно, это мои родители Анатолий Иванович и Галина Викторовна. Они сподвигли меня к выбору профессии, потому что видели способности, видели, как мне хотелось помогать людям. Это очень интеллигентные от природы люди: вежливые, тактичные, воспитанные, без вредных привычек, хотя папа работал электриком, а мама лаборантом котельной. Надеюсь, что эти качества есть и у меня. Кроме того, примерами стали учителя школ № 2 и 3 города Строителя, где я училась, преподаватели медицинского факультета БелГУ – они вложили в меня то, без чего нет врача, – знания.
— К нынешней системе здравоохранения предъявляется много претензий, хотя, как показывают отзывы людей, врачи честно исполняют свой долг. Что бы Вы изменили в системе?
— Вопрос сложный, и он решается на уровне региона. Хотелось бы, чтобы были дополнительно привлечены узкие специалисты и расширен диагностический спектр услуг.
Как по‑Вашему, к чему должны быть готовы те, кто мечтает стат медиком?
— К тому, что нужно долго и упорно учиться, прочно усваивать большие объёмы материала. Должно быть понимание огромной ответственности врача за человеческую жизнь. И понимание того, что без любви к людям, без запаса терпения и выдержки врача нет. Больные капризны, раздражены, порой неприятны физически, но надо проявить внимание, каждого выслушать и найти такую методику лечения, чтобы в результате человек улыбался и благодарил. Это нелегко.
— Понятно, что во врачебной работе не обойтись без стрессов. Как преодолеваете их?
— Конечно, бывают ситуации, когда опускаются руки, но уверенность в том, что тебя никто и никогда не бросит без помощи, заставляет снова воспрянуть духом. У меня прекрасные коллеги: Татьяна Будилко, завотделением, Марина Шефер, начмед, Марина Скирденко, зав.инсультным отделением, они посоветуют, подскажут, подставят плечо. Кроме того, я убеждена в том, что из любой ситуации найдётся выход, и если ты его не видишь сама, смогут помочь разглядеть родные и близкие люди, коллеги.
— Что мешает Вам жить, а что помогает?
— Мешает природная робость в общении. Не то чтобы я боялась, или была нерешительной, неуверенной в себе, но опаска быть бестактной или назойливой сдерживает меня. А помогают мне в жизни мои самые любимые люди: муж и дети. С Константином мы тринадцать лет в браке, воспитываем дочь Александру одиннадцати лет и сына Евгения шести лет. Александра подумывает о профессии врача, но учительская работа тоже её притягивает. Сынок ещё мал, мы даём ему всестороннее развитие в ДШИ. А ещё помогает здоровый образ жизни: люблю ездить на велосипеде, гулять, предпочитаю здоровое питание.
— Предположим, у Вас есть полгода, абсолютно свободные от каких‑либо обязательств и финансовых ограничений. Как бы Вы провели это время? На что потратили средства?
— Все полгода я бы путешествовала вместе с семьёй по стране, например, на Сахалин, Камчатку, Алтай. Интересно поехать и в Европу. Пока что мы сумели побывать в Петербурге и Москве, Туле и Воронеже, в Крыму и Турции. Наши поездки больше познавательные, расширяющие горизонты наших знаний, и эту тенденцию мы стараемся сохранить. А деньги? Глупо было бы клясться в полном бескорыстии, поэтому деньги бы понадобились, чтобы достроить дом, который мы «тащим» уже лет семь. И если их источник был бы неиссякаем, то на свете есть много людей, которым они очень нужны: больные дети и взрослые, инвалиды, сироты – я бы отдала им. А на себя мы заработаем!
— Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
— Не убила, не предала, не пожелала бы никому плохого независимо от моего отношения к человеку, то есть не причинила бы вреда.
— Если бы Вы могли поужинать с любым историческим деятелем, кто бы это был?
— Пётр Первый. Он столько сделал для России, полностью перевернул её жизнь. И сам по себе очень интересная личность. Возможно, что и для сегодняшней России у него наметился бы нужный курс.
— Если бы Вы были чем‑то съедобным, что бы это могло быть?
— Яблоко. Оно такое близкое, родное.
Последний ответ совсем не случаен. Он подводит итог всей беседы и характеризует внутреннее «Я» Елены Чуевой. Яркая, сочная, вкусная, как наливное яблочко, твёрдая и сильная, уверенная в себе и честная, любящая своё Отечество и своих гениев, своих родных и коллег, но в тоже время женственная и обаятельная женщина с высоким нравственным потенциалом добросовестно и профессионально лечит людей, проявляя внимание, заботу и милосердие.