Звучит звонок на перемену. И тишина школьных коридоров наполняется звонкими голосами главных обитателей учебного заведения – школьников. Это ученики из первой городской школы.
Одни обсуждают домашнее задание, другие договариваются о вечерней прогулке, третьи – спешат на физкультуру, боясь не успеть переодеться до наступления очередного звонка. Вроде всё обыденно и привычно. За исключением одного нового школьного правила: не задавать лишних вопросов.
Продиктовано оно реалиями нового времени – в российские школы пришли ребята, которые оказались в непростой жизненной ситуации. За последнее время первая школа города Строителя приняла шесть детей из Украины.
Администрация школы постаралась создать для новых учеников комфортные условия для обучения и адаптации в новых коллективах. Была проведена профилактическая беседа как с педагогами, так и с учениками школы и их родителями.
Сами же подростки не стали твёрдо соблюдать принцип взрослого мира, а нашли ему лучшую интерпретацию из забытой литературы: «Один за всех, и все за одного».
Кстати, по случайности мы попали на урок литературы, который проходил у ребят из седьмого класса. Пока пристально осматривались, кто-то на последних партах выкрикнул: «Ура, у нас ещё новенькая!» Неожиданно радостное утверждение сочли за комплимент.
Перед нами шумный, дружный класс – стандартный образ. Если не знать, кто же до нас пополнил этот слаженный коллектив – предчувствие или особая внимательность не помогут.
Две недели назад «одной за всех» в этом классе стала Ульяна Золотухина из Мариуполя. В Строителе она оказалась впервые, сюда приехала с мамой Ольгой Борисовной и соседскими семьями.
«Тут спокойно, мне нравится. Успели уже посетить главную достопримечательность города – ваш огромный, необыкновенно красивый зелёный лес», - пару слов о первом впечатлении.
В новый коллектив школы идти было страшно: «Боялась, что не примут». Оказалось всё наоборот. Первый день Ульяны в местной школе прошёл более чем продуктивно, итогом дня стали новые знакомства, куча позитивных эмоций и интересные школьные предметы. Здесь она нашла и близких подруг, «схожих по душе» - Веронику и Машу.
Вспоминает первый школьный день Ульяны и классный руководитель Маргарита Анатольевна Кривцова:
«Я встретила её, взяла за руку, а она вся дрожит. Призналась, что очень переживает, как её примут ребята».
Но это было две недели назад. Сегодня они «все за одного». Подростки вполне серьёзно отнеслись к новости о пополнении их коллектива. Принимать новичков – для этого класса не впервой. Кто-то раньше перевёлся из другой школы, а кто-то приехал из другого города, поэтому здесь знают, каково это быть в роли новеньких.
«Представляем, насколько это непривычно и страшно, поэтому в нашем классе всех новых учеников встречают только на позитиве», - утверждают ребята-активисты.
Одноклассники уже успели дать Ульяне пару дельных советов по учёбе: где лучше брать информацию по подготовке домашнего задания, какие учителя спрашивают более строго, чем остальные и т.п. Главное «табу» школы тоже рассекречено – нельзя скрипеть стульями (школьная ирония – авт.).
«Во многом жизнь человека зависит от окружения. К примеру, каждый из нас является частичкой устоявшегося социума, который окружает новичков, поэтому от нашего настроя зависит настроение и моральное состояние человека», - на серьёзный вопрос дан взрослый ответ «коллегией» класса.
И если за позитивный настрой и моральную поддержку новоиспечённых одноклассников взялись ребята, то помощь в учёбе всем прибывшим школьникам оказали, естественно, учителя.
«Детки прибыли разные: и начальные классы, и старшие. Уровень знаний у ребят оказался довольно слабым – сказался и долгий перерыв в учёбе, и небольшие отличия от школьной программы, которую они изучали на Родине», - разъясняет ситуацию директор школы № 1 г. Строителя Татьяна Ивановна Булгакова.
Проблемы, в большинстве случаев, возникли с дисциплиной «Русский язык», которую прибывшие ребята изучали по программе второго иностранного языка на уровне начальной школы. Но, как русовед, Татьяна Ивановна заверила, что родители дали хорошую базу устного языка детям – все ребята разговаривают на поставленном литературном русском языке. Дело остаётся только за малым – подтянуть грамматику.
«Ребята окончат год в тех классах, где они должны обучаться. Но если семья ученика в дальнейшем останется на территории Российской Федерации, то тогда уже будет проведена диагностика знаний школьников, после которой будет составлен индивидуальный маршрут сопровождения для каждого из ребят», - отметила директор.
Наша новая знакомая Ульяна уже делает неплохие успехи: сама тянется к изучению дисциплин, с удовольствием комментирует ответы. Любимыми уроками всегда были география и история, в местной школе с «любимчиками» ещё не определилась. О мечтах пока говорит в растерянности, но в детстве всегда тянуло на трудную и кропотливую работу хирурга.
«А вчера к нам приехала бабушка Ольга Павловна. Мы не виделись около месяца. Она приехала в 12 ночи – до приезда никто не мог уснуть… Очень соскучились. Ещё скучаю по лучшей подруге Веронике (забавное совпадение). Сейчас переписываемся с ней, но уже не терпится увидеться вживую», - кажется, на сегодня «маленькие» житейские радости стали важнее «глобальных» планов на будущее.
«Приезжая сегодня на территорию России, многие родители боятся отдавать своих детей на очное обучение в школы», – между слов Татьяна Ивановна рассказала о наболевшем. – Боятся жёсткости от современного поколения школьников, говоря о том, что это они уже ощутили и в своих бывших школах».
А что же сами подростки? Они учатся жить во взрослом обществе, пробовать решать вопросы вместе, ошибаться, спорить и заново пробовать. В принципе, ничего отличного от самых опытных взрослых, единственное – ребята точно знают, что друг познаётся в беде, поэтому и дорожат дружбой и новыми знакомствами по-настоящему.