Когда-то первой вахтой в стране выступили комсомольско-молодёжные стройки, например, строительство БАМа. Но туда, как свидетельствуют очевидцы и участники, ехали больше за романтикой, нежели за длинным рублём. Впрочем, таким оно было — то поколение 70-80-х. Позже поехали на Дальний Восток, Чукотку, Ямал. И это были не краткосрочные вахтовые командировки, люди массово переезжали туда семьями, оседали. Но, состарившись и потеряв здоровье, возвращались на Большую землю. Вот на смену такому образу жизни и пришли вахты челночные, на определённый срок.
Иван С. последние двадцать лет, как оставил работу с нестабильной зарплатой в Строителе, летает вахтовиком на Север. За те деньги, которые он зарабатывает там за месяц, здесь ему ничего подобного не найти. Правда, если подсчитать, что наш герой вынужден крутить баранку целый месяц напролёт, без праздников и выходных, а потом только 15 дней проводит дома, то получаются не бог весть какие деньги. Тем более неделю он, как медведь в берлоге, отсыпается — «не троньте меня», а следующую неделю спешит переделать все дела, которые от него требует семья.
— Пытался я и на месте найти работу, но жена работает в бюджетке с зарплатой 30 тысяч, и за то, что мне предлагали тут, готовы были платить 40-45 тысяч «грязными», — сокрушается наш собеседник. — Прокормить, одеть-обуть семью из 4-х человек, в которой старшеклассник и студентка, ну никак нереально, если учесть, сколько нужно платить за коммуналку в трёхкомнатной квартире и т. п.
Итак, когда товарищ предложил ему за компанию летать в Тюменскую область, Иван долго не раздумывал. Надоели и упрёки жены, что дети выросли и денег хронически не хватает. Выручал всегда свой огород, но без хозяина и на даче уже нет той отдачи от урожая. За то время, пока Иван в профессии, многие сменились — кто по состоянию здоровья, кто просто не выдержал, у кого изменились семейные обстоятельства — не выдержали жёны такого долгого отсутствия мужей.
Наш собеседник пока работает, хотя на Севере здоровье требуется лошадиное, а оно его всё чаще подводит. Понимает, что когда-нибудь придётся завязать с этими перелётами, но самое волнительное — денег особо не заработали, разве что эти вахты позволили и детей выучить, и не считать копейки от зарплаты до зарплаты и постоянно отказывать членам семьи в элементарных запросах. Так что, не такая уж и романтично-прибыльная эта профессия — вахтовик…
Впрочем, если быть точными, среди вахтовиков представители самых разных профессий и должностей. Это и разнорабочие, прорабы, инженеры, трактористы, машинисты, водители, слесари, электро- и газосварщики, повара, геодезисты, механики, крановщики, охранники и т. д. Безусловно, труд этих людей в условиях Крайнего Севера чаще всего сопряжён с тяжёлыми условиями. Но эти люди сами выбрали свою участь, многих сделать свой выбор вынудили обстоятельства — желание поправить своё материальное положение. И если у одних это получается лучше, другие видят в вахте просто альтернативу существующему рынку труда.
Медиа-группа «Феномен» из Санкт-Петербурга, постоянные партнёры нашей редакции, подготовила очередную инфографику по обозреваемой теме.
Белгородская область не попала в десятку самых «вахтовых» регионов России. Но и отсюда сотни людей отправляются на работу вахтовым методом. Когда-то, до начала СВО, чартеры с вахтовиками летали прямо из белгородского аэропорта, сейчас приходится добираться через Москву. Но эти трудности мало кого останавливают. Так что, профессия, а точнее — образ жизни, востребован у нас сегодня не меньше других.
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.