Для дошкольного развития и воспитания ребёнка сегодня существует огромное количество различных методик и систем, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов. Вот и мы решили разобраться: что лучше для дошкольника и детсада в целом: современные продвинутые методики воспитания или традиционные, на которых выросло не одно поколение?
Пели когда‑то советские пионеры. Однако же детство сегодняшних дошколят не вызывает ни смеха ни радости. Детей с ранних лет загружают по полной программе. Со всех сторон их стремятся развивать по всем направлениям сразу. Тут тебе и изучение иностранного языка, и бисероплетение, и уроки актёрского мастерства, а ещё футбол и плавание. Взрослый человек вряд ли выдержит такую нагрузку, а это – ребёнок. Стоит ли лишать детей детства?
Ирина Васильевна, город Строитель:
«Надеюсь, через какое‑то время наше государство опомнится и перестанет ставить эксперименты на детях. Для чего нужны постоянные смены методик в детских садах? «Радуга», «Истоки», «Рекорд-Старт», «Детство», «Тропинки», «Школа 21 века». Жалко современных детей, их так нагружают! Своих детей воспитываю сама, в детсад не вожу из принципа. Считаю, индивидуальный подход к детям лучше коллективного».
Мария Степановна, посёлок Томаровка:
«Современные дошкольные учреждения совсем другие. В детсад ходит моя внучка Даша. У них в группе настолько разные занятия, что просто душа радуется за ребёнка! Тут и развитие речи, и трудовое воспитание, и физическое. Я уже не говорю про рисование, пение, игры. Где‑то прочитала, что навыки, заложенные в детстве, раскрывают потенциал человека и помогают ему реализоваться в жизни. Полностью с этим согласна. Поэтому я — за новые методики».
Анна Васильевна, посёлок Яковлево:
«Не хочу сравнивать новые и старые методики, лично мне нравятся методы воспитания, которые пропагандировал Януш Корчак. Советую не только воспитателям, но и родителям прочитать его книгу «Как любить детей». Если бы от меня зависела реформа детского воспитания в садах, то придерживалась принципов, заложенных в его педагогической системе».
Игорь Петрович, село Гостищево:
«Понятно, что мир не стоит на месте, что нужно двигаться вперёд, но не такими же нервными прыжками. Просто массовый психоз в погоне за новыми методиками. Не успеют воспитатели одну изучить, «сверху» уже другая спускается. Опытные воспитатели вообще говорят, что самой лучшей была советская система воспитания детей. В ней учитывались все стороны развития ребёнка, но, с другой стороны, дети сейчас совсем другие».
Светлана Николаевна, город Строитель:
«На мой взгляд, необходимо понимать, на что направлены методики. В детсадах советского времени важен был коллектив, а не индивидуальность. Сейчас в воспитании перевес в другую сторону. Теперь маленькому человеку важно уметь принимать решения и нести за них ответственность, при этом сохранять свою уникальность. Есть ещё очень важный момент в реализации тех или иных методик — это педагоги, которые были воспитаны определённым образом. Невозможно воспитать свободного человека, будучи самим глубоко несвободным».
Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно быть в стороне от тех инновационных процессов, которые в неё внедряются. Сегодня невозможно остаться на перроне со «старыми» взглядами и формами работы, сегодня нужно успеть «запрыгнуть» в поезд, где внедряются новые подходы к воспитанию детей, инновационные технологии, способствующие более эффективному развитию дошкольника. Своё видение данного вопроса мы попросили озвучить начальника отдела дошкольного воспитания и образования управления образования администрации Яковлевского городского округа Наталью УШАКОВУ.
— Наталья Дмитриевна, что изменилось в системе дошкольного воспитания с введением федеральных образовательных стандартов?
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, не предъявляет требований к тому, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре. С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут.
Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам. И задача педагогов заключается в том, чтобы заинтересовать нежелающего заниматься ребёнка с учётом личных качеств его характера. Не получилось – минус воспитателю. Кто‑то с этим согласен, кто‑то нет. Но такую позицию нам диктует время.
В федеральном государственном стандарте образования не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
— На что в наше время делается акцент в обучении и воспитании дошкольника?
— В связи с тем, что сегодня ребёнок рассматривается исключительно как «человек играющий», многие методики и технологии переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогику диктующую сменила педагогика развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.
Теперь в детских садах делается акцент не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т. п.), а на развитие мотивационной и психологической готовности к учёбе. То есть к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребёнка должно появиться желание учиться, учиться и ещё раз учиться. Требований от ребёнка конкретных образовательных достижений больше не выставляется. Дети не подлежат и оцениванию, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
— Какая роль в ФГОС отводится родителям?
— В последние годы, как утверждают педагоги ДОУ, многие родители самоустранились от участия в детсадовской жизни ребёнка и его развития. Мол, в садике ребёнка учат, развлекают, развивают, а дома мы отдыхаем. Да и вопросы воспитателям задают в основном: «Как он кушал?», «Спал ли он сегодня?».
Так вот, ФГОС ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями: те должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители постепенно становятся активными участниками образовательного процесса, всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.
Прошло всего несколько десятков лет, а такая «наука», как воспитание детей, кардинально поменяла векторы. Хуже стало воспитание или лучше? Стало по‑другому в силу доступности технологий, перехода из более суровых в комфортные условия быта, прихода совершенно иных педагогических принципов. Вряд ли кто‑нибудь поспорит с тем, что современные дети сильно отличаются от детей 90-х годов прошлого столетия.
Современное воспитание детей выходит за рамки сложившихся годами стереотипов. Информационные технологии, электронные средства массовой информации зачастую заменяют книги и учебники. Детские игрушки всё больше напоминают роботов из фантастических снов, которыми можно виртуально играть.
Произошёл существенный разрыв межличностных отношений в семье. Но дети так же, как и в прошлом веке, хотят быть нужными и любимыми своими родителями, а родители видят будущее своих детей в радужных красках. Можно много говорить о методах и принципах воспитания современных детей.
На сегодняшний день существует множество противоречивых и не всегда адекватных методик. Но не бывает полностью плохого метода. В каждом присутствует свое зерно истины. Современным родителям нужно взять из старого воспитания самое лучшее: доброту, взаимопомощь, веру в свои силы – и пытаться прививать это ребёнку совместно с принципами современного воспитания. Это и будет «золотой серединой» для большинства семей.