Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся воспитательной работы в отечественном образовании. За последнюю четверть века этот, как сегодня модно говорить, компонент в образовании подзабыли, предоставив заниматься воспитанием своих чад родителям.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования внёс в школьное воспитание некоторые коррективы. В первую очередь, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги-энтузиасты.
Далее стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.
Также ФГОС обязывает по‑новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребёнка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности. Появилось и новое требование к школам – разрабатывать программы воспитания.
Вспомнили! Неужели за четверть века ни в одну умную голову не пришла мысль, что воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. Все эти годы детям, родителям, педагогам упорно трудили, что школа предоставляет образовательную услугу.
Педагоги дают на уроках «материал» по тому или иному предмету, а дальше ученик должен с родителями его разобрать и сделать выводы. Урок для учителя не является частью воспитательного процесса. По такому принципу строится европейская образовательная система — Болонский процесс, окончательно «добивший» советское образование.
Ирина Васильевна, жительница города Строителя:
«Когда я училась в школе, потом в институте, то воспитанию уделялось огромное значение. Большинство советских детей были воспитаны на патриотизме, трудолюбии, нормах морали и нравственности. Не было духовности, потому что религия считалась «опиумом для народа». Мы от всей души верили в социализм, собирали макулатуру и металлолом, ходили в походы, ухаживали за воинскими захоронениями, занимались с отстающими, знали поимённо пионеров-героев, верили в идеалы и хотели покорять космос, а не звёздный Олимп. На каждом уроке нас воспитывали быть честными и порядочными, добрыми и отзывчивыми людьми. С принятием поправок в Закон «Об образовании» воспитание детей снова становится обязательной частью образовательного процесса. В документе четко прописано понятие «воспитание» и порядок проведения воспитательной работы. Законопроект предусматривает всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, воспитание в них чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда. Это, согласитесь, требует больших знаний и умений учителя, чем «просто дать учащимся материал».
Прокомментировать новые поправки мы попросили практика – завуча по воспитательной работе третьей городской школы Светлану Нестеренко. Светлана Алексеевна подчеркнула:
«Новое – это хорошо забытое старое. Проведённый Институтом стратегии развития образования анализ состояния воспитания в школах России показал наличие серьёзных проблем. Вот две из них: во‑первых, это проблема имитации воспитания – его подмена или массовыми мероприятиями в свободное от уроков время (на которые велено приводить детей и куда они сами не очень‑то хотят идти), или профилактическими беседами с детьми по тому или иному поводу (которые опять же велено проводить). В первом случае педагог выступает скорее массовиком-затейником, во втором – морализатором. Во‑вторых, это проблема бюрократизации воспитания. Речь идёт об излишне большом объёме, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов – и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми. Эти проблемы, к сожалению, не решаются в одночасье. Отправной точкой, по замыслу Министерства просвещения Российской Федерации, должна стать примерная программа воспитания, которая задала бы некоторый образец, показывающий школам реальные пути и способы воспитательной работы с детьми. Программа в 2019 году была разработана Институтом стратегии развития образования РАО. Осенью 2019 года наша школа также участвовала в апробации данной программы. Нам был предложен конструктор программы, на основании которого мы и разрабатывали собственную программу воспитания».
К разработке своей школьной рабочей программы воспитания педагоги третьей школы подошли основательно. Была создана команда единомышленников, проведён анализ существующей ситуации в школе, разработана структура программы, осуществлён подбор модулей.
Программа воспитания третьей школы «Единство» состоит из основных четырёх разделов, где отображена специфика деятельности школы в сфере воспитания. В нашей беседе Светлана Алексеевна остановилась на одном из модулей программы «Работа с родителями», причём данный модуль, как и все остальные, был построен на разных уровнях.
Так на внешкольном уровне Управляющий совет помогает в социализации учащихся на уровне города, родители участвуют в заседании комиссии по делам несовершеннолетних, работе семейного клуба, организуют родительский патруль.
Переходя на школьный уровень, речь шла о работе школьного сайта и действующих на нём страничках; о деятельности управляющего совета, общешкольного родительского комитета. Это работа родительского всеобуча, организация и проведение общешкольных родительских собраний, родительских дней, «круглых» столов.
На уровне классного коллектива действует родительский комитет, проводятся родительские собрания, родительские дни. В каждом классе в социальных сетях и чатах обсуждаются интересующие родителей вопросы. На индивидуальном уровне в школе работают социальный педагог, психолог, служба медиации.
Родители принимают участие в педагогических советах, консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем. Они оказывают индивидуальную помощь в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности.
В советские времена воспитание в образовательных заведениях являлось обязательным. Активное воспитание подрастающего поколения шло на уроках, лекциях, вне учебных занятий. Да, был иной государственный строй, была идеология, методы воспитания были другими. В советской воспитательной системе было немало примеров, на которых мальчишки и девчонки учились отличать добро и зло, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Моральные, нравственные качества, привитые советским детям в процессе воспитания, проявляются у наших соотечественников и сегодня. Есть ли среди них те, кто мог бы послужить примером для сегодняшних детей? Их немного, нынче подвиг и самопожертвование не в чести.
Ребёнка воспитывает не документ, а педагоги – своим действием, словом и отношением. Советский педагог-новатор, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования Василий Сухомлинского писал: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее». Пора заглянуть в будущее всем миром.