Деликатнейшая сфера – семейные отношения! Вторгаться туда подобно слону в посудной лавке – значит подвергать опасности сам институт семьи. Вот почему оправданную тревогу вызвал законопроект о профилактике семейно-бытового насилия, предложенный для обсуждения Советом Федерации. С одной стороны, жертвы семейного насилия давно нуждаются в государственной защите, с другой – предлагаемый вариант может привести к нарушению Конституции РФ.
Ознакомившись с законопроектом, многие граждане России высказали свою позицию прямо на сайте Совета Федерации. Вот некоторые из них.
Марина Назарина:
«Я против этого закона! Опомнитесь уважаемые депутаты! Ни одну семью этот, так называемый «закон» не спасёт, а наоборот, разрушит все, к которым прикоснётся! По данному законопроекту любые граждане абсолютно бездоказательно могут быть лишены на неопределённый срок следующих прав, гарантированных Конституцией РФ: неприкосновенности частной жизни (ст.23), права на воспитание детей (ст.38), неприкосновенности собственности (ст.35), права на жилище (ст. 40), свободы передвижения (ст. 27), свободы совести и права действовать в соответствии со своими убеждениями (ст. 28)».
Елена Трофимова:
«Я за закон о профилактике насилия в семье! Однако закон нуждается в ряде доработок (прим. ред.: Выделено 13 пунктов, нуждающихся в изменении или дополнении!!)».
Ирина Волынец, председатель Национального родительского комитета, мать четверых детей:
«Согласно предлагаемому законопроекту, который активно проталкивают лоббисты ювенальной юстиции, любые ограничения и запреты в отношении детей будут квалифицироваться как психологическое насилие. А родители на этом основании будут лишаться родительских прав, после чего их дети будут отбираться и передаваться в детдома и профессиональные приёмные семьи, которые получают деньги от государства за воспитание. Как вам такая перспектива?»
Как видите, общественное мнение раскололось на две половины, а это свидетельство того, что законопроект либо нуждается в серьёзной доработке, либо в полной его отмене.
Мнение православной церкви выразил ответственный секретарь Патриаршей комиссии священник Фёдор Лукьянов:
«Под видом лекарства от определённой социальной проблемы нам предлагаются меры, в основе которых лежит вполне конкретная радикальная антисемейная идеология. Лоббисты этих законопроектов убеждают, что российская семья – это просто мрачный застенок и пыточная камера для женщин и детей. С помощью этих ложных утверждений они манипулируют общественным мнением, давя на эмоции неподготовленных людей. Они старательно создают у общества впечатление, что брак и семья – это зло, источник угрозы и опасности для женщин и детей. Между тем, хорошо известно, что это неправда. Семья была и остаётся наиболее безопасным для человека житейским окружением, а трагические отклонения от этой нормы являются результатом отхода от подлинных нравственных и духовных основ семейной жизни и отношений между людьми. Путь к предотвращению трагических ситуаций в семьях лежит не через расширение вмешательства закона в семейную жизнь, а через нравственное возрождение общества».
Чтобы прояснить ситуацию с вопросом семейно-бытового насилия в Яковлевском городском округе, мы обратились к начальнику отдела ЗАГС администрации Яковлевского городского округа Наталии Журбенко. Она привела вполне оптимистичную статистику.
Так с 2016 года количество браков неуклонно росло, а количество разводов периодически снижалось (в 2016 году зарегистрировано браков 363, развелись 297 пар, в 2019 году – браков было 468, а разводов только 260). Обращаем ваше внимание, что самыми распространёнными причинами разводов были алкогольная или компьютерная зависимость одного из супругов, отсутствие работы. А вот о семейном насилии речь даже не идёт.
Может быть, это происходит потому, что соответствующие государственные органы на местах ведут кропотливую работу по сохранению семьи и семейных ценностей? Как пояснила Наталия Николаевна, отдел ЗАГС привлёк к работе с семьями двух психологов, которые оказывают помощь как взрослым, так и детям в семьях.
Один из них, Лариса Берг, психолог управления социальной защиты населения, высказалась однозначно:
«Я не согласна с принятием в России законопроекта о профилактике семейно–бытового насилия, так как считаю, что многие люди будут злоупотреблять этим законом, например, чтобы просто свести личные счёты. Я думаю, что число доносчиков возрастёт».
Лариса Анатольевна уверена, что семьям нужно оказывать разного рода поддержку, как это делается в Яковлевском горокруге.
«За помощью обращаются в основном родители, дети которых находятся в пубертатном периоде, жалуясь на то, что их ребёнок вдруг не так стал себя вести: грубить, уходить в себя, игнорировать родителей, и т. д. Порой выявляется причина психологического, а иногда даже и физического насилия со стороны родителей с целью навязать только свои умозаключения, не прислушиваясь к мнению своего чада. Но они считают, что делают это во благо ребёнка».
Что касается разводящихся супружеских пар, здесь тоже есть место психологическому насилию со стороны как мужчины, так и женщины по отношению друг к другу и к своим несовершеннолетним детям, а также порой присутствует и физическое насилие со стороны супруга по отношению к супруге, и иногда к детям. Но это случается нечасто, и при существующих законодательных методах с ними вполне можно справиться.
Семья – это маленькое государство со своими законами, традициями, обычаями, со своими запретами и вольностями, со своей бытовой и финансовой инфраструктурой, со своей нравственной, духовной и идеологической сферой. Тому, как построить это государство, к сожалению, молодое поколение перестали учить. А зря!
Как правы англичане, назвавшие свой дом, а значит и семью, своей крепостью. И войти в эту крепость можно только с разрешения её владельцев, но с уважением и почтением к её уставу. Российские законодатели должны об этом помнить и не идти на поводу у тех, кто эту крепость хочет разрушить.