Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — лидеры
08:13, 19 февраля 2021

Яковлевский педколледж стал научно-производственной площадкой Белгородского НОЦа

Яковлевский педколледж стал научно-производственной площадкой Белгородского НОЦаФото: Архив Яковлевского педколледжа
  • Статья

Исследовательская деятельность студентов в ЯПК начинается с первого курса и вызывает у них интерес к познанию изучаемых предметов.

Спасибо Петру Первому. Именно по его Указу 28 января по старому стилю, а по новому — 8 февраля 1724 года была основана Академия наук и художеств. Вклад, который академия Наук внесла в развитие экономики, новых технологий, математики, физики, медицины в 18–19-х веках, трудно переоценить.

В это время проводятся глубокие исследования в разных научных областях, создаются музеи, закладываются основы многих фундаментальных учений. Но и в наше время значение науки не менее важно и ценно. Взять хотя бы тот факт, что именно российские учёные разработали вакцину против новой коронавирусной инфекции. За нашим «Спутником» выстроились в очередь многие страны мира. Не случайно именно 2021-й год объявлен президентом страны Годом науки и технологий.

Как научная работа поставлена в Яковлевском педколледже, нам рассказала заместитель директора по научно-методической работе Людмила Соломахина.

— Людмила Ивановна, в каком формате ведётся научная деятельность в ЯПК?

— Научно-исследовательская деятельность студентов в колледже начинается с первого курса и способствует их лучшей адаптации, вызывает у них интерес к познанию, позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Существует общий алгоритм, на основании которого строится научно-исследовательская работа.

На первом этапе происходит выбор проблематики и формулировка темы. Особое внимание уделено составлению «скелета» будущей работы. Второй этап заключается в сборе информации и имеющихся знаний по выбранной проблематике, а также анализ и синтез полученных данных. Третий этап включает в себя практическую часть, где студенты реализуют поставленные задачи. Четвёртый этап — это обработка полученных результатов.

Научно-исследовательская работа — это сложный компонент учебной деятельности. Начиная с первого курса, студенты готовят проекты, на втором, третьем – курсовые работы, на четвёртом – выпускные квалификационные работы. Исследования включают два направления. Теоретическое – изучение различных источников педагогической, методической и психологической литературы, а также анализ этих материалов. Практическое – исследование по избранной теме, которое студенты проводят непосредственно в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования в рамках педагогической практики.

Например, студент поставил перед собой задачу изучить нравственные качества учащихся начальных классов. Сначала применяются анкетирование, диагностика. После изучения имеющихся исходных данных им поставлена задача этот уровень повысить. Реализация поставленной задачи включает в себя различные виды деятельности. С детьми проводят беседы, тематические игры, творческие задания, внедряют новые формы работы.

После этого – опять проводится диагностика, где выясняется, какова эффективность проведённых исследований. Каждый выпускник колледжа принимает участие в научно-исследовательской деятельности. Многие студенты колледжа принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах и олимпиадах не только в колледже, но и на региональном и всероссийском уровнях.

В декабре в колледже проведена декада науки и творчества, в ходе которой организовано и проведено 14 мероприятий с охватом более 90% студентов всех курсов и специальностей. Среди мероприятий особо можно выделить такие, как студенческая научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», посвящённая 80-летию профессионально-технического образования в России, конкурс педагогического красноречия, региональная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам, турнир по робототехнике, публичная защита курсовых работ.

— И каковы успехи ваших студентов?

— Научно-исследовательская работа – это не только учебная деятельность, но и участие в различных конкурсах. В этом учебном году наши студенты успешно выступили в конкурсах регионального и международного уровней. Так, студентка четвёртого курса Ирина Слубских в областном конкурсе студенческих курсовых работ (проектов), дипломных работ с элементами внедрения бережливых технологий заняла первое место. Она провела научно-исследовательскую работу, как бережливые технологии применяются в учреждениях дополнительного образования.

Студентка 4-го курса Алина Красноруцкая стала победителем областного конкурса научно-исследовательских работ «Сохранение культурного наследия Руси на Белгородчине». Хорошо проявили себя студентки четвёртых курсов Юлия Самофалова, Наталья Вельмискина, Виктория Кореновская в международном конкурсе им. Льва Выготского в области дошкольного образования.

Яковлевский педколледж стал научно-производственной площадкой Белгородского НОЦа - Изображение Фото: Архив Яковлевского педколледжа

— Как ЯПК сотрудничает с вузами региона в рамках научной деятельности?

— Яковлевский педагогический колледж стал научно-производственной площадкой на базе Белгородского образовательного центра. Всего в регионе 11 НПП, одна из них – в нашем колледже. В сентябре 2019 года мы представили проект «Психолого-педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения старшеклассников».

Цель проекта – повысить процент поступления в колледж старшеклассников из школ Яковлевского горокруга. Руководит научно-производственной площадкой профессор кафедры педагогики БелГУ Валентина Кормакова. В рамках этого проекта педагогами колледжа совместно со студентами разработаны и проводятся в течение всего учебного года профориентационные мероприятия: мастер-классы, диагностика для определения способностей старшеклассников к педагогической деятельности, профессиональные пробы, Дни открытых дверей, работа с родителями.

Также в рамках данного проекта студенты в ходе исследовательских работ решают производственные задачи, которые ставит перед нами управление образования горокруга. Кроме того, на базе НПП реализуется обучение студентов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Основы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся».

Под руководством Валентины Николаевны Кормаковой подходит к завершению разработка методических рекомендаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8–9-х классов и по организации ранней профориентации обучающихся начальных классов.

— Что даёт студентам научно-исследовательская деятельность?

— В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится популярной составляющей в образовательном процессе, необходимым средством повышения мотивации к обучению, более глубокого интереса к специальности и профессии и, как следствие, хорошей профессиональной подготовки. В настоящее время широко обсуждается вопрос привлечения молодёжи в науку и закрепления в ней молодых кадров.

Подготовка будущей научной элиты возможна только при раннем приобщении студентов к исследованиям, их знакомству с тем, что представляет собой научная деятельность. Это важно не только для воспитания будущих учёных, но и для обеспечения качественного образования.

Одним из главных методических подходов в организации научно-исследовательской работы является способность преподавателя превратить исследовательскую деятельность студентов в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×