Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
94.09
-0.23$
100.53
+0.25
+9 °С, облачно
Белгород

Специалисты рассказали о трудовом воспитании подростков в Яковлевском горокруге

28 ноября 2018, 09:03Общество
Фото: Коллаж редакции газеты «Победа»

Современные дети должны осознать важность полезной деятельности и отойти от позиции потребителя.

В прошлом году мы отчасти уже затрагивали тему трудового воспитания в школах, тогда шла речь о дежурстве в классе. И надо сказать, тот материал вызвал неоднозначные комментарии. Продолжить тему нам подсказала сама жизнь. Что же такое трудовое воспитание в школах и детских садах сегодня? Ведь современная молодёжь существует информационными технологиями. Девочки предпочитают заказать еду в ресторанах, нежели приготовить самостоятельно, шитьё и крой им не знакомы даже в теории. Парни не могут забить гвоздь. Уборка в домах доверяется современным роботам-уборщикам.

Воспитывать не потребителя, а созидателя

Члены Совета Федерации внесли на рассмотрение в Госдуму проект закона о введении трудового воспитания в школах. По мнению авторов, членов Совета Федерации Виктора Кресса и Александра Волкова, самым первым шагом к изменению системы образования является возврат понятия «трудовое воспитание».

Какие особенности этого законопроекта следует отметить. Во‑первых, трудовое воспитание в новом законе подразумевает современный процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, которые должны быть главным образом направлены на приобретение творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. Во‑вторых, запрещается привлечение обучающихся без их согласия и их родителей к труду, который не предусмотрен и не прописан в законе образовательной программы. В‑третьих, в закон будут введены поправки, согласно которым будут прописаны все виды работ и их освоения в рамках трудового воспитания. В‑четвёртых, планируется ввести в общеобразовательную программу предмет «Технология». Эта дисциплина будет изучаться с 1 по 9-й классы. К примеру, для девочек предусмотрены уроки кройки и шитья, а для мальчиков – столярные работы. Все эти преобразования являются хорошо забытым опытом, который в былые времена давал отличные результаты. Ученик с первого класса должен осознавать и примерить на себя роль не маленького потребителя, а созидателя.

Завязать шнурки самому – великий труд

Трудовое воспитание в детском саду занимает чуть ли не главенствующую роль. Воспитатель с многолетним опытом работы в детском саду «Алёнушка» Ирина Воронова в нашей беседе подчеркнула, что с ясельной группы и до выпускного бала педагоги детского сада стараются формировать у детей ценностное отношение к труду через различные виды деятельности. К сожалению, многие дошколята не уверены в себе, не могут себя самостоятельно обслуживать, совершить элементарные трудовые процессы, связанные с бытовыми и хозяйственными нуждами. То есть, родители чуть ли не до школы застёгивают, завязывают, моют, убирают всё за своими детьми. Поэтому с ребёнком, как только он перешагнул порог детсада, занимаются трудовым воспитанием.

В младшем возрасте обучают детей элементарным, но таким необходимым действиям, связанным с самообслуживанием. Завязать шнурки (а большая часть детской обуви сегодня вовсе на липучках!) для трёхлетнего карапуза – это великий труд, но и огромное счастье, когда всё получается. В среднем возрасте детвору знакомят с миром профессий, разыгрывают проблемные ситуации, читают сказки. В старшем — вовсю привлекают детей к занятиям трудовой деятельностью. Те трудятся на пришкольных участках и занимаются озеленением территории образовательного учреждения, работают на огороде, где выращивают фрукты и овощи, дежурят в группе. Все поделки, сделанные руками ребёнка – это тоже трудовое воспитание. Широко используются поручения, распределяются обязанности. Формы – самые разные: индивидуальные, коллективные и совместные. Последняя особенно интересна, ведь к детям и педагогам присоединяются родители.

В результате у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду и о том, как оценивают окружающие труд других людей, в том числе и детей. В результате дети учатся понимать пользу и необходимость труда как для себя, так и для коллектива, начинают относиться к работе с любовью, уважением, находят в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности. Оценили работу педагогов родители. Они отмечают не только интерес и желание детей заниматься трудовой деятельностью дома (помогать маме на кухне, бабушке – на огороде, дедушке – в гараже, папе – на стройке), но и признали, что сами стали больше уделять внимания трудовому воспитанию ребёнка.

Учат в школе трудиться

Да-да, ещё как учат. К примеру, в томаровской школе № 1 пришли к выводу, что единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческий подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. Как отметила замдиректора школы Ирина Алфимова, трудовое воспитание проводится в рамках урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Широко используются акции и проекты, где ребята самостоятельно наводят порядок на территории школы и посёлка, участвуют в экологических десантах. Все учащиеся школы следят за чистотой в кабинетах и рекреациях, за порядком на переменах, дежурят в столовой. Летом в школе работает лагерь труда и отдыха. Организована группа из учащихся школы через центр занятости населения – производственная бригада по ремонту и озеленению территории посёлка и школы. Волонтёрскими отрядами школы проводятся ежегодные акции по уборке могил воинов ВОВ и воина-афганца Петра Свищёва на кладбище п. Томаровки, уборке памятника воинам ВОВ в центре посёлка, по очистке реки Ворсклы от мусора. Волонтёры оказывают трудовую помощь больным и одиноким односельчанам. За каждым классом закреплён участок школьной территории и учебно-опытного участка. Дети под руководством учителей технологии и классных руководителей приобретают навыки благоустройства территории, учатся выращивать сельскохозяйственные и культурные растения. Ещё один аспект трудового воспитания – профориентационная работа, которая ведётся с 1 по 11-й классы.

Фото: Коллаж редакции газеты «Победа»

Трудовое воспитание или использование детского труда?

Ольга Юрченко, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав:

«Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает само-утвердиться. Ребёнок начинает ценить заработанные деньги. И очень важно дать понять ему, что только с помощью труда и старания он сможет стать человеком с большой буквы. Что касается использования детского труда — это преступление. Согласно Конституции РФ, никто не имеет право посягать на свободу и личную неприкосновенность человека. Первыми учителями жизни для детей являются родители. От них зависит, как они воспитают в детях трудолюбие. К сожалению, не все родители обеспокоены этим вопросом. Тут им на помощь как раз приходят детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, где трудовому воспитанию уделяется должное внимание. Поэтому большинство детей и подростков района знают и понимают ценность труда».

Светлана Александровна, мама ученика 9-го класса:

«Я обеими рукам за то, чтобы детей и подростков привлекали к общественно-полезному труду. На мой взгляд, вопрос трудового воспитания и использования детского труда — это подмена понятий. Реальных возможностей для эксплуатации детей на сегодняшний день я не вижу. Замечательно, что наши дети умеют конструировать и программировать роботов, занимаются проектной деятельностью, однако обучение в чистых классах никто не отменял. А большинство из подростков не знает, с какой стороны подойти к швабре и ведру. Поэтому привлекать их к общественно-полезному труду, а также проводить трудовое обучение в школах считаю правильным». 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Наталья Беспалова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 11:25
Конкурс соцработников на звание заслуженного стартовал в Белгородской области
Материал
ОбществоСегодня, 10:11
Вячеслав Гладков осмотрел площадку центра по высокотехнологичному протезированию и реабилитации
Материал
ОбществоСегодня, 10:02
Белгородский зоопарк примет у себя медведицу из Саратова