Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:03, 28 ноября 2018

Специалисты рассказали о трудовом воспитании подростков в Яковлевском горокруге

Специалисты рассказали о трудовом воспитании подростков в Яковлевском горокругеФото: pixabay.com
  • Статья

Современные дети должны осознать важность полезной деятельности и отойти от позиции потребителя.

В прошлом году мы отчасти уже затрагивали тему трудового воспитания в школах, тогда шла речь о дежурстве в классе. И надо сказать, тот материал вызвал неоднозначные комментарии. Продолжить тему нам подсказала сама жизнь. Что же такое трудовое воспитание в школах и детских садах сегодня? Ведь современная молодёжь существует информационными технологиями. Девочки предпочитают заказать еду в ресторанах, нежели приготовить самостоятельно, шитьё и крой им не знакомы даже в теории. Парни не могут забить гвоздь. Уборка в домах доверяется современным роботам-уборщикам.

Воспитывать не потребителя, а созидателя

Члены Совета Федерации внесли на рассмотрение в Госдуму проект закона о введении трудового воспитания в школах. По мнению авторов, членов Совета Федерации Виктора Кресса и Александра Волкова, самым первым шагом к изменению системы образования является возврат понятия «трудовое воспитание».

Какие особенности этого законопроекта следует отметить. Во‑первых, трудовое воспитание в новом законе подразумевает современный процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, которые должны быть главным образом направлены на приобретение творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. Во‑вторых, запрещается привлечение обучающихся без их согласия и их родителей к труду, который не предусмотрен и не прописан в законе образовательной программы. В‑третьих, в закон будут введены поправки, согласно которым будут прописаны все виды работ и их освоения в рамках трудового воспитания. В‑четвёртых, планируется ввести в общеобразовательную программу предмет «Технология». Эта дисциплина будет изучаться с 1 по 9-й классы. К примеру, для девочек предусмотрены уроки кройки и шитья, а для мальчиков – столярные работы. Все эти преобразования являются хорошо забытым опытом, который в былые времена давал отличные результаты. Ученик с первого класса должен осознавать и примерить на себя роль не маленького потребителя, а созидателя.

Завязать шнурки самому – великий труд

Трудовое воспитание в детском саду занимает чуть ли не главенствующую роль. Воспитатель с многолетним опытом работы в детском саду «Алёнушка» Ирина Воронова в нашей беседе подчеркнула, что с ясельной группы и до выпускного бала педагоги детского сада стараются формировать у детей ценностное отношение к труду через различные виды деятельности. К сожалению, многие дошколята не уверены в себе, не могут себя самостоятельно обслуживать, совершить элементарные трудовые процессы, связанные с бытовыми и хозяйственными нуждами. То есть, родители чуть ли не до школы застёгивают, завязывают, моют, убирают всё за своими детьми. Поэтому с ребёнком, как только он перешагнул порог детсада, занимаются трудовым воспитанием.

В младшем возрасте обучают детей элементарным, но таким необходимым действиям, связанным с самообслуживанием. Завязать шнурки (а большая часть детской обуви сегодня вовсе на липучках!) для трёхлетнего карапуза – это великий труд, но и огромное счастье, когда всё получается. В среднем возрасте детвору знакомят с миром профессий, разыгрывают проблемные ситуации, читают сказки. В старшем — вовсю привлекают детей к занятиям трудовой деятельностью. Те трудятся на пришкольных участках и занимаются озеленением территории образовательного учреждения, работают на огороде, где выращивают фрукты и овощи, дежурят в группе. Все поделки, сделанные руками ребёнка – это тоже трудовое воспитание. Широко используются поручения, распределяются обязанности. Формы – самые разные: индивидуальные, коллективные и совместные. Последняя особенно интересна, ведь к детям и педагогам присоединяются родители.

В результате у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду и о том, как оценивают окружающие труд других людей, в том числе и детей. В результате дети учатся понимать пользу и необходимость труда как для себя, так и для коллектива, начинают относиться к работе с любовью, уважением, находят в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности. Оценили работу педагогов родители. Они отмечают не только интерес и желание детей заниматься трудовой деятельностью дома (помогать маме на кухне, бабушке – на огороде, дедушке – в гараже, папе – на стройке), но и признали, что сами стали больше уделять внимания трудовому воспитанию ребёнка.

Учат в школе трудиться

Да-да, ещё как учат. К примеру, в томаровской школе № 1 пришли к выводу, что единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческий подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. Как отметила замдиректора школы Ирина Алфимова, трудовое воспитание проводится в рамках урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Широко используются акции и проекты, где ребята самостоятельно наводят порядок на территории школы и посёлка, участвуют в экологических десантах. Все учащиеся школы следят за чистотой в кабинетах и рекреациях, за порядком на переменах, дежурят в столовой. Летом в школе работает лагерь труда и отдыха. Организована группа из учащихся школы через центр занятости населения – производственная бригада по ремонту и озеленению территории посёлка и школы. Волонтёрскими отрядами школы проводятся ежегодные акции по уборке могил воинов ВОВ и воина-афганца Петра Свищёва на кладбище п. Томаровки, уборке памятника воинам ВОВ в центре посёлка, по очистке реки Ворсклы от мусора. Волонтёры оказывают трудовую помощь больным и одиноким односельчанам. За каждым классом закреплён участок школьной территории и учебно-опытного участка. Дети под руководством учителей технологии и классных руководителей приобретают навыки благоустройства территории, учатся выращивать сельскохозяйственные и культурные растения. Ещё один аспект трудового воспитания – профориентационная работа, которая ведётся с 1 по 11-й классы.

Трудовое воспитание или использование детского труда?

Ольга Юрченко, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав:

«Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает само-утвердиться. Ребёнок начинает ценить заработанные деньги. И очень важно дать понять ему, что только с помощью труда и старания он сможет стать человеком с большой буквы. Что касается использования детского труда — это преступление. Согласно Конституции РФ, никто не имеет право посягать на свободу и личную неприкосновенность человека. Первыми учителями жизни для детей являются родители. От них зависит, как они воспитают в детях трудолюбие. К сожалению, не все родители обеспокоены этим вопросом. Тут им на помощь как раз приходят детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, где трудовому воспитанию уделяется должное внимание. Поэтому большинство детей и подростков района знают и понимают ценность труда».

Светлана Александровна, мама ученика 9-го класса:

«Я обеими рукам за то, чтобы детей и подростков привлекали к общественно-полезному труду. На мой взгляд, вопрос трудового воспитания и использования детского труда — это подмена понятий. Реальных возможностей для эксплуатации детей на сегодняшний день я не вижу. Замечательно, что наши дети умеют конструировать и программировать роботов, занимаются проектной деятельностью, однако обучение в чистых классах никто не отменял. А большинство из подростков не знает, с какой стороны подойти к швабре и ведру. Поэтому привлекать их к общественно-полезному труду, а также проводить трудовое обучение в школах считаю правильным». 

1
Comments (0)
Tree view
New
Popular
Compact
Quotes (0)
Context
Create your widget
About HyperComments
Log in
Closed discussion
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×