Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
92.51
-0.79$
98.91
-0.65
+19 °С, ясно
Белгород

Как Центр психологического сопровождения работает в системе образования городского округа

25 декабря 2021, 13:00Общество
Фото:

Журналист выяснил, какие цели и задачи ставит перед собой ведомство, а также какую помощь оказывают специалисты участникам образовательного процесса.

Проблемы отцов и детей всегда были, есть и будут. Но в наше время они стали решаться всё более жестокими методами. Ни для кого не секрет, что в образовательных организациях частенько возникают конфликты. Разногласия могут происходить между детьми, педагогами, родителями, руководством.

Зачастую стороны не могут разрешить противоречия. Многие учащиеся испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации. Таких детей становится с каждым годом всё больше.

В феврале 2020 года была создана служба психологического сопровождения в системе образования Яковлевского городского округа. Какие цели и задачи ставит перед собой ведомство, какую помощь оказывают специалисты участникам образовательного процесса, кто такие медиаторы – обо всём этом мы поговорим с начальником отдела психологического сопровождения Светланой КРИВЧИКОВОЙ.

— Светлана Николаевна, расскажите, на что нацелена служба психологического сопровождения?

— Психологическое сопровождение создаёт систему социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребёнка в конкретной школьной среде. Наша цель, чтобы эффективность и качество обучения и воспитания у учащихся повышались. Также мы оказываем информационные, методические и консультативные услуги педагогам и родителям (законным представителям) обучающихся. 

— Что представляет собой процесс сопровождения, каковы его основные направления? 

— При возникновении у ребёнка психологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему. Специалист службы сопровождения координирует деятельность ребёнка, педагогов и родителей в решении проблем ребёнка. Это главная задача.

Также отдел осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Яковлевского городского округа и психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений округа. 

— Что даёт работа комиссии и консилиумов?

— Основное направление деятельности – это обследование детей от 0 до 18 лет. На данный момент обследовано 253 ребёнка дошкольного и школьного возрастов. По результатам обследования выносятся рекомендации по созданию условий для ученика: в каком формате проводить обучение, как организовать итоговую аттестацию детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

Оказывается консультативная помощь родителям, работникам образовательных организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Осуществляется учёт данных детей, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 

— По каким вопросам обращаются в отдел за консультацией чаще всего?

— Специалистами отдела психологического сопровождения было рассмотрено более 250 обращений родителей, педагогических работников. Проведены консультации, как в очном формате, так и по телефону. Обращения – разного характера. Например, нежелание ребёнка посещать школу.

Были проведены встречи с родителями и самим учащимся. На данный момент ситуация на контроле. Или, к примеру, ребёнок без уважительной причины не приступил к обучению в школе. Специалисты не раз посещали семью, беседовали с родителями и самим ребёнком. Итог работы — ученик приступил к занятиям.

Отдел осуществляет сопровождение детей, находящихся на семейной форме образования (у нас в округе таких 40 человек). Мы занимаемся контролем промежуточной аттестации, консультированием родителей и детей по вопросам образования и сдачи промежуточной аттестации.

Одной из семей была оказана помощь в поиске подходящей образовательной организации для прохождения промежуточной аттестации (родитель совместно с ребёнком выбрал московскую школу). На данный момент ученик готовится пройти промежуточную аттестацию дистанционно.

— Как специалисты работают с семьями, которые состоят на различных видах учёта?

— Управление образования администрации Яковлевского городского округа (отдел психологического сопровождения вливается в данное направление работы) совместно со школами, чьи обучающиеся воспитываются в семьях, где родитель состоит на различных видах учёта, разрабатывает индивидуальную карту педагогического наблюдения обучающегося. Ребёнок любого возраста очень болезненно переживает проблемы в семье, особенно, если они связаны с употреблением психоактивных веществ взрослыми.

У него ухудшаются успеваемость и отношения со сверстниками, появляются замкнутость и нежелание общаться. От неспособности как‑то повлиять на ситуацию дети начинают во всём винить себя, испытывают неуверенность и неполноценность.

Нередко и сами подростки пробуют принимать наркотики, следуя примеру родителей и не умея справиться с навалившимся на них непосильным грузом. Помочь ребёнку пережить трудный период призваны школьные и подростковые психологи. В арсенале специалистов имеются безопасные методики, способные нормализовать эмоциональное состояние и психические расстройства.

В зависимости от возраста ребёнка могут применяться тестирование, самоанализ, когнитивно-поведенческая реконструкция в форме рисунков, сказок, сочинений. Они в метафорическом стиле помогают справиться с трудной ситуацией, простить родителей и вернуться к обычной жизни. Кроме того, проводится социально-психологическое тестирование, совместные выезды с врачом-наркологом для профилактических медицинских осмотров детей 7–11-х классов. Их цель – выявить раннее употребление наркотических средств. Всего было проведено 295 осмотров учащихся.

— В школах округа созданы службы примирения – медиации — с привлечением медиаторов. В чём суть их работы?

— Служба примирения – это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением медиаторов. Медиатор – это нейтральный посредник, который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Школьная служба медиации включает в себя: координатора (заместителя директора по воспитательной работе), медиатора (педагога-психолога), социального педагога, представителей ученического актива и общешкольного родительского комитета.

Школьная служба примирения создаёт условия для конструктивного решения конфликтов, это социально-психологическая помощь всем участникам образовательного процесса, будь то сложная жизненная ситуация или случаи правонарушения учеников.

— Есть ли конкретные примеры деятельности школьной службы примирения?

— Хочется отметить, что в прошлом учебном году ШСП успешно работали в шести образовательных организациях округа, в этом году – во всех. За последние два года было проведено несколько десятков медиативных восстановительных программ примирения по различным видам конфликтов – между детьми, родителями учащихся, детьми и родителями, учащимися и педагогами. Все программы привели к примирительному договору. Единый знаменатель был найден. 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Интервью
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 20:45
Вячеслав Гладков проведал отдыхающих в Ставропольском крае белгородских школьников
Материал
ОбществоСегодня, 17:31
Городские фонтаны запустят в Белгороде 1 мая
Материал
ОбществоСегодня, 14:15
Белгородцам предложили выбрать имя для нового питомца зоопарка