Ребёнок должен быть обучен, воспитан, здоров и накормлен – именно эти цели стали основополагающими при реализации муниципального проекта «Организация деятельности общеобразовательных учреждений Яковлевского городского округа в режиме «Школа полного дня», который стартовал 1 сентября 2020 года.
В новых условиях стали работать все общеобразовательные учреждения округа. Школа была и будет особым «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, где образовательная и воспитательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за её границами. В связи с современными запросами социума особое значение приобретает Школа полного дня, которая выполняет образовательные, здоровьесберегающие, воспитательные, развивающие функции.
Работа школы в режиме полного дня позволяет более полно использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода. Формы коллективного и индивидуального пребывания ребенка в Школе полного дня сочетаются очень разумно. Появляется достаточное количество свободного времени для детей. Оно может использоваться на самоподготовку, отдых или организацию досуга через посещение кружков или секций по интересам.
У каждого учащегося появилась возможность раскрыть свой потенциал через участие в мероприятиях и общественно-полезной жизни школы. Школа полного дня позволяет развивать личность ребёнка и через систему дополнительного образования в школе.
Реализация муниципального проекта изменила жизнь школьников и школы в целом. В системе дополнительного образования возросло количество разнообразных кружков, секций, студий, причём, качество их работы улучшилось в разы.
Обучающиеся получили возможность для творческого развития как в системе дополнительного образования, так и во внеурочной деятельности. Активизировалась совместная работа с родителями. Стало всё более популярной проектная деятельность. Пространство школы стало пространством выбора для учащихся, где созданы максимально комфортные условия.
«Организация второй половины дня является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Учебная нагрузка в течение всего дня равномерно распределена, разнообразные виды деятельности сменяют друг друга, что позволяет избежать перегрузки детей. Это чередование уроков с динамическими паузами, занятия в кружках и спортивных секциях, спортивно-оздоровительные и культурно-оздоровительные мероприятия, развивающая, игровая, досуговая деятельности. В рамках реализации проекта в школах Яковлевского городского округа во второй половине дня организованы часы самоподготовки, во время которых хорошо работает такая форма работы, как наставничество (ученик – ученик): более сильный ученик в классе консультирует слабоуспевающего одноклассника. Также со слабоуспевающими детьми организуется индивидуальная работа. Для таких обучающихся в школе организованы консультационные площадки. Основная задача самоподготовки – научиться учиться», — отметила руководитель отдела воспитания и дополнительного образования управления образования Елена Пашетных.
Сохранение и укрепление здоровья, воспитание санитарно-гигиенических навыков, норм и ценностей здорового образа жизни, развитие режима двигательной активности — главная цель спортивных мероприятий в рамках реализации проекта. В режиме Школы полного дня особое внимание уделяется Дням здоровья, физкультминуткам, утренней зарядке.
Мальчишки и девчонки увлечены волейболом, баскетболом, футболом, настольным теннисом, лёгкой атлетикой, гандболом, регби, бадминтоном. В 283 спортивных секциях и кружках занимаются 5 538 обучающихся. Спортивными мероприятиями охвачены школьники, учителя, родители, руководители учреждений.
В школах округа создан специальный «двигательный режим». Сюда входят: утренняя зарядка, активный отдых на перемене, на открытом воздухе, спортивный час. Результаты мониторинга показали, что проведение спортивных часов на свежем воздухе позволяет повысить умственную работоспособность, компенсировать до 40% биологической потребности детей в движении.
Дополнительное образование в школах округа реализуется по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, техническое, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, естественнонаучное, художественное, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определённого направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учёбы. Кроме того, разнопрофильность кружков создаёт условия для разностороннего развития личности.
Самыми массовыми направлениями, в которых занимаются обучающиеся, по‑прежнему остаются художественное и физкультурно-спортивное. Но возрастает востребованность технического творчества. Для начального звена работают творческие, интеллектуальные, спортивные объединения, где дети мастерят своими руками, занимаются хореографией, футболом, вокалом.
Для учащихся 6–8-х классов – волонтёрское движение, экологические проекты, исследовательская деятельность, баскетбол, волейбол, шахматы и 3Д моделирование. Дополнительное образование имеет огромное значение в социализации, развитии, воспитании подрастающего поколения.