После публикации в газете «Победа» «Учат… на дому» Натальи Алексеевой, хочу поделиться собственным мнением, в каких случаях репетитор необходим, а когда в нём нет никакой надобности. Сегодня слово «репетитор» звучит настолько часто, что даже в начальных классах сплошь и рядом дети ходят к репетиторам. Но ребёнок в состоянии справляться с нагрузкой начальной школы самостоятельно или с помощью родителей. Вопрос – хотят ли они этого.
Нужен ли ребёнку репетитор в начальной школе, если ему сложно адаптироваться, а у родителей не получается решить проблему самостоятельно? Младший школьник проводит в школе примерно шесть-семь часов (четыре урока и внеурочная деятельность). Для учащихся это серьёзная нагрузка. Некоторые родители, начинают водить ребёнка на всевозможные секции и кружки, добавляя к этому ещё и репетитора. В итоге — нежная психика ребёнка сильно перегружена.
Для ученика начальных классов учитель — непререкаемый авторитет. Слово учителя — закон. Важно понимать, что у учителя и у репетитора может быть разный педагогический багаж, разные подходы к объяснению, разные, в конце концов, формулировки и, что особенно важно, разные условия для занятия.
Всё это приводит к выводу, что в начальной школе репетитор не нужен. Для родителей важно будет мотивировать ребёнка к занятиям в школе и самостоятельному выполнению домашних заданий. А учитель-профессионал сможет помочь изучить материал начальной школы.
Ни для кого не секрет, что большинство старшеклассников готовится к экзаменам с репетиторами. Конечно, можно подготовиться и самому, такие ребята есть, но их единицы. Ребенку нужно воспринимать получаемую информацию, анализировать её, а если останутся непонятные моменты, он не должен бояться подойти к учителю, чтобы тот ещё раз объяснил материал, или подсказал, где найти ответы на все интересующие вопросы.
Для того чтобы качественно подготовиться к экзамену, нужна хорошая теоретическая база. Конечно, главную роль в этом процессе играет учитель. Именно от его способности увлечь и донести знания до детей будет зависеть в большей степени конечный результат всего процесса обучения.
Но было бы неправильно и не справедливо возлагать всю ответственность за успеваемость школьника только на преподавателя. Многое тут зависит и от самого ребёнка, а также от его родителей.
Не каждый старшеклассник может самоорганизовать свою деятельность. Когда ребёнок занимается с репетитором, он точно знает, что к каждому занятию нужно подготовиться, выполнить все задания, иначе с ним заниматься не будут. С репетитором ему спокойнее. Да и вопрос платы за занятие многих мотивирует.
Нанимая репетитора, родители тем самым воздействуют на подсознание ребёнка, дают установку: он может не слушать учителя на уроке, потому что потом репетитор поможет заполнить пробелы в знаниях, или можно не делать домашнее задание самостоятельно, ведь всё равно идти к репетитору.
Если в цепочке учитель-родители-ребёнок каждый выполняет свою работу добросовестно, то детям будет достаточно тех знаний, которые они получают в школе во время уроков и дома во время самостоятельных занятий.
Но можно ли всё‑таки учиться самостоятельно в школе? Да, можно. Но для этого родители должны понимать, что часть ответственности лежит и на них. Им следует быть в постоянном контакте с учителями, интересоваться, как идут дела в школе у их ребёнка, регулярно проверять, делает ли он домашние задания. Я не верю, что у родителей нет возможности заниматься этим, скорее, нет желания.
И тогда они делегируют эту обязанность репетитору — человеку, который поможет школьнику восполнить пробелы в образовании и подготовить его к сдаче экзаменов. Но репетитор не несёт ответственности за результат, только желание ребёнка и его мотивированность приведут к поставленной цели.
Мой вывод: репетитор хорош только для решения точечных задач, а в остальном — пусть ребёнок сам учиться справляться с трудностями, потому что во взрослой жизни никто с ним нянчиться не будет.
Ольга Шипилова, социальный педагог томаровской школы №1