Практически в каждом населённом пункте нашей страны, где имеется Интернет, существуют сообщества, в которых каждый гражданин может опубликовать свой отзыв по поводу деятельности или бездеятельности той или иной компании, заведения, учреждения, структуры, а также пожаловаться на работу торговых точек, приобретение некачественного товара и проч. Это так называемые «Чёрные списки». Эти группы можно отождествить с советской кухней, где граждане тоже собирались и обсуждали насущные проблемы. Но только среди своих, причём шёпотом и за закрытыми дверьми.
Правительство намерено обязать региональные власти реагировать на критику населения в социальных сетях в течение суток. Кремль инициировал запуск программы отслеживания реакции региональных властей на жалобы россиян в социальных сетях. Инициативу по отслеживанию жалоб в соцсетях внёс Сергей Кириенко. Мало того, программа уже действует в пилотном режиме в десяти регионах, а к 2019 году будет запущена повсеместно.
Эта информация вызвала среди самих посетителей социальных сетей бурную реакцию. Одни обрадовались тому, что теперь станет проще «достучаться» до чиновников. Другие расстроились, ведь их лишили последней возможности высказывать личное мнение о тех, кто управляет нашей жизнью, и без последствий для себя. Большинство пользователей не стесняются ни в характеристиках, которые они дают власть имущим, ни в выражениях.
В чём суть программы? Мониторинг осуществляется по ключевым словам. Его результаты попадают к региональному администратору. Чаще всего, это сотрудник информационного управления правительства региона, и он решает, какие сообщения нуждаются в ответе властей, а какие – нет. Затем их сортируют по профилям на уровне региональных министерств или муниципалитетов, в зависимости от масштаба проблемы. В свою очередь представители власти на местах должны ответить на сообщение в соцсети. Ответ автоматически приходит региональному администратору в рамках «Инцидента». Отрабатывать каждый «инцидент» местные власти должны в течение суток с момента его регистрации в системе. По всем отработанным и необработанным «инцидентам» ведётся статистика, которую в режиме реального времени при помощи программы могут наблюдать сотрудники муниципальных и региональных администраций, а также администрации президента.
С одной стороны, действительно похвально, что Кремль так озабочен чаяниями народа. Ему интересно, о чём же там говорят на кухне, то есть в соцсетях, рядовые граждане, какие проблемы обсуждают. Кроме того, письма, как известно, имеют нехорошую привычку «теряться», а тут – всё на виду. «Не спрячешься, не скроешься, соцсеть тебя настигнет!» можно перефразировать слова известной песни.
Но с другой стороны, сколько было подано официальных жалоб, и на них люди получали отписки по заготовленным шаблонам. Не только наши читатели, но и корреспонденты «районки» не раз с этим сталкивались. Единственный выход – дозвониться на «прямую» линию с президентом, может, тогда будет тебе счастье. Но ведь не всем удаётся попасть на линию. Вот и остаются люди один на один со своими проблемами.
Может, кто и поверит, что на реальные проблемы людей будут отвечать оперативно и по делу. Да мало того отвечать, так ещё и решать эти самые проблемы. К тому же многие пользователи «Чёрных списков» и соцсетей пишут под псевдонимами или «никами». Значит, не несут никакой ответственности за свои вирши. Интересно, а чиновники тоже будут отвечать пользователям под псевдонимами или у них хватит смелости представиться официально?