Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:15, 26 декабря 2018

Камень преткновения. Журналист разобралась с проблемой ведения семейного бюджета

Камень преткновения. Журналист разобралась с проблемой ведения семейного бюджетаФото: pixabay.com
  • Статья

Сотрудник сетевого издания «Победа 31» решила затронуть тему финансовой грамотности после посещения лекции, организованной индивидуальным предпринимателем из города Строителя Ириной Голюга.

Часто можно столкнуться с тем, что семьи недоумевают по поводу того, на что тратятся их деньги. После перечисления заработной платы могут за неделю спустить больше половины дохода, а затем начинают занимать деньги у друзей или, что ещё хуже, брать бесчисленные банковские кредиты. Кроме того, нехватка денег часто становится причиной бытовых ссор и разводов в семьях. Так что же такое семейный бюджет, каковы преимущества и недостатки его ведения?

Не остаться у разбитого корыта

Затронуть тему финансовой грамотности решили после посещения лекции, организованной индивидуальным предпринимателем из города Строителя Ириной Голюга. Ирина Анатольевна является консультантом-методистом Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в РФ». У неё высшее экономическое образование. Она также прошла обучение в финансовом университете при правительстве России по направлению «Финансовое консультирование населения». Тема встречи, проведённой в рамках Недели сбережений, касалась финансового воспитания детей, подростков и молодёжи. Основная мысль, которую постаралась донести лектор до слушателей, заключалась в том, что детей нужно обучать финансовой грамотности с маленького возраста – с 3–4 лет. Постепенно, шаг за шагом, нужно готовить детей к взрослой финансовой жизни, а готовить нужно не только на словах, то есть рассказывая и показывая купюры и комментируя, что на них можно купить, но и на деле.

Надо привлекать детей к планированию семейного бюджета, поручать выполнять различные финансовые операции, научить управлять собственным бюджетом, делать накопления, заниматься благотворительностью и вкладывать в инвестиции. В каких случаях ребёнок может просто так получить деньги на карманные расходы, а в каких случаях ему придётся потрудиться. Самое главное, чтобы он понял, что деньги не падают с неба просто так, их нужно заработать. И ему это по силам сделать. При этом можно приложить как свою физическую силу, так и интеллект. 

Но прежде чем научить детей, нужно самим родителям получить знания. Нелёгкая, прямо скажем, эта работа – финансовая грамотность. Но нужная. Ведь в современном мире залогом крепкой семьи являются не только любовь, понимание, уважение, но и материальная составляющая. Кто не следит за тратами, не копит и не планирует своё будущее и будущее своей семьи, может запросто остаться у разбитого корыта. А страдать от этого будут дети.

Разные плоскости

Основные разногласия между супругами могут привести к финансовым войнам. Например, в одной семье один из супругов предпочитает экономить, а другой – тратить. Также под угрозой находятся те пары, где один предпочитает жить в долг, а другому такой вариант претит в принципе. Как найти золотую середину? Им сложно договориться даже в мелочах, не говоря уже о том, чтобы вместе строить совместные планы.

Действительно, плоскости разные, подходы разные, видение тоже разное, но семья одна. Поэтому тут тоже один выход – договариваться. Необходимо договориться о совместных правилах управления семейным бюджетом. Джон Дэвис – профессор Гарвардской школы бизнеса, автор многих книг и гуру в вопросах, посвящённых распутыванию проблем, затрагивающих семью, деньги и эмоции, считает, что все пары должны обсуждать финансовые дела раз в три месяца и ещё чаще, если возникают какие‑то проблемы с деньгами. Нужно избегать разговоров о деньгах во время вечеринок по случаю дней рождения, семейных ужинов или праздников. Если супруги не могут договориться вдвоём о ведении семейного бюджета, то пусть за столом переговоров присутствует третья сторона или человек, занимающий нейтральную позицию. В этом случае мужу и жене придётся задавать больше вопросов и припоминать друг другу меньше обид.

Бесплатных денег не бывает

Мало людей, которые занимаются ведением семейной бухгалтерии. Многие считают это вообще чем‑то позорным и думают, что этим могут заниматься только скупердяи. Однако если не хотите судорожно искать деньги на отпуск, переживать по поводу отсутствия денег на продукты за неделю до зарплаты или просрочивать выплаты по ипотеке, вам придётся научиться вести семейный бюджет. И этого не стоит стыдиться, потому что ведением семейного бюджета занимаются почти все нормальные, образованные семьи.

Планирование семейного бюджета для семьи, где работает и муж, и жена может осуществляться несколькими способами. Попробуем разобраться, какой из них самый оптимальный. В этом нам поможет психолог яковлевской ЦРБ Любовь Перькова.

— Любовь Витальевна, поясните, пожалуйста, что входит в понятие «семейный бюджет»

— Семейный бюджет – баланс доходов и расходов семьи за установленный период времени. Общая картина доходов семьи за период – основной и дополнительный заработки. Это та база, от которой стоит отталкиваться в своих возможностях на планируемые затраты.

— Существует множество способов планирования и ведения семейного бюджета. Какие, на Ваш взгляд, являются наиболее приемлемыми для наших читателей?

— Во‑первых, так называемая «семейная копилка». Я считаю её более удачным способом планирования бюджета. Его суть — разделение доходов на личные и семейные нужды. Далее каждая семья индивидуально решает, какая часть должна уходить на личные нужды, а какая — на общие. Муж и жена дают в общую копилку одинаковую сумму. Эти деньги идут на приобретение продуктов, бытовой химии, оплату коммунальных платежей, съём жилья или ипотеку и прочее. В эту сумму семья должна вписаться. Во‑вторых, известный метод — метод 50/30/20. Суть данного метода очень проста. Все поступающие в бюджет доходы нужно распределять на три части. Каждая из этих частей может быть задействована исключительно на оплату потребностей определённого уровня. 50% от дохода пойдёт на покрытие всех обязательных расходов; 30% — на оплату хоть и не обязательных, но весьма желательных расходов; 20% — будут задействованы для формирования финансовых активов и оплаты непредвиденных расходов.

И ещё очень важный момент – это «подушка финансовой безопасности». В эту часть семейного бюджета включаются финансы, которые могут пригодиться в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Обязательно должен быть резерв средств, который позволит семье прожить несколько месяцев, если один из супругов потеряет работу. Для покупки или ремонта сломавшейся бытовой техники (например, стиральной машины) также используется резервный фонд.

— Что бы Вы могли порекомендовать нашим читателям, чтобы они смогли избежать ошибок при составлении семейного бюджета.

— Во избежание ошибок, стоит учитывать несколько главных правил. Первое — вести бюджет и производить расчёты должен только один выбранный член семьи, но при этом учитывать мнения остальных. Это поможет избежать финансового беспорядка. Второе — не стоит скрывать свои доходы от семьи, иначе такая ситуация может вызвать недоверие, и как следствие хаос в семейном бюджете. Третье — стоит спокойно обсуждать все потребности каждого и учитывать их по максимуму. И напоследок, решать финансовые проблемы лучше по мере их поступления. Не нужно сразу пытаться оплатить всё. Денег на это однозначно не хватит. К тому же, планирование станет беспорядочным и психологически напряжённым.

Хороший пример

Ирина, жительница города Строителя:

«Знаете, у нас в России очень модно приносить себя в жертву, помогать и спасать всех и вся. В итоге – на своё финансовое благополучие и будущее не остаётся никаких финансовых вложений. Мы раньше с мужем тоже жили по этому принципу: надеялись, что наступит новый месяц, что дальше будет легче, давали себе слово, что с нового месяца обязательно начнём откладывать на себя. Но наступало первое число и начиналось: дни рождения, платежи по кредитам, визиты родственников и прочее. В один прекрасный день мне это надоело. И я начала планировать наш бюджет по принципу «четыре конверта»: раскладываю наш с мужем доход по четырём конвертам, причём, один из них – это наше будущее, то есть, отпуск, покупки. Поначалу много спорили, но постепенно нашли взаимопонимание, и наша жизнь стала меняться. Мы смогли позволить себе путешествие за границу, купили мне шубу, а мужу – автомобиль. В планировании и управлении семейным бюджетом нет ничего сложного. Главное – начать».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×