СПРАВКА. Сниффинг (англ. to sniff — нюхать) - форма токсикомании, при которой состояние токсического опьянения достигается в результате вдыхания паров химических соединений используемого в бытовых приборах газа (газовые зажигалки и их баллончики) - бутан, изобутан и пропан в разных пропорциях, иногда других летучих веществ бытовой химии.
Раньше бы их назвали просто токсикоманами… А сейчас столько развелось подвидов этого явления, что и не перечесть! И если ещё пару десятков лет назад нюхачи тяготели к ацетону или растворителю, случайно найденному на отцовском стеллаже, то сейчас они несколько расширили свои химические навыки: в ход идут бутан, изобутан, пропан…
Мы долго искали конкретную историю. Но обычно в таких случаях предпочитают не высовываться, действуя по двум сценариям. Или делают вид, что данная проблема может коснуться кого угодно, только не нашу семью. Или понимание проблемы есть, но ни в коем случае не афишируем и справляемся с проблемой сами.
Нам попался третий случай: неполная семья. Мама воспитывает сына одна, «денно и нощно» работает, пытаясь заработать лишнюю копейку, чтобы у её отпрыска было всё, как у всех. А он, «гадёныш»…
- А может, ему простого человеческого внимания не хватало? – пытаемся осторожно поддержать беседу мы, но подразумевая несколько иное: чего уж точно не хватало пареньку, так это отцовского плеча. И как бы ни утверждали ретивые мамаши, что им в одиночку удалось вырастить хороших сыновей, роль отца в воспитании будущего мужчины трудно умалить.
В неспешном диалоге было нетрудно уловить то, что женщине выговориться-то особо не с кем. Сотрудницам на работе доверия нет, «какие из них советчицы, только позлорадствуют». Подруг у нашей собеседницы, как она сама утверждает, особо никогда и не было. Родственники по линии бывшего мужа? «Их никогда не интересовало, как растёт мой Игорёк!» А у самой Татьяны близких родственников нет совсем. Вот и получилось, что круг общения – это работа, не очень контактные соседи и… социальные сети, которые заменили ныне многим реальную среду.
О том, что у её сына стали замечать не всегда адекватное поведение и стеклянный взгляд, ей поведала учительница. Поначалу, как делится наша собеседница, не хотелось верить в то, что её мальчик, этот покладистый, ласковый человек, вдруг оказался на краю пропасти. Но, сопоставляя факты и некоторые перемены в поведении сына, она всё больше убеждалась, что эта суровая реальность коснулась и её семьи. Подросток стал часто закрываться в своей комнате, сворачивать окна на компьютере, когда она заходила к нему. Попытки вызвать сына на откровенный разговор также не приводили к результату, он, как мог, уходил от диалога.
Вот почему Татьяна и согласилась использовать последнюю возможность – пойти на наше предложение и обсудить проблему с профессиональным психологом.
Дальше закрывать глаза на жгучую проблему – разве это конструктивно? Розничную продажу «сниффов» подросткам в Белгородской области хотят запретить, а за нарушение требований – штрафовать. Проект закона «О дополнительных мерах, направленных на охрану здоровья несовершеннолетних» на днях одобрили депутаты на совместном заседании двух комитетов облдумы.
Сниффинг сейчас стремительно распространяется среди детей в возрасте от 10 до 17 лет. Подростки вдыхают углеводородные сжиженные газы, входящие в состав товаров хозяйственно-бытового назначения, например, газовых зажигалок, баллонов для их заправки, баллончиков для работы портативных туристских газовых плит, что приводит к состоянию токсического опьянения.
О смертельной опасности таких необдуманных действий говорят эксперты всех уровней. Самое страшное, что выделить какую-то определённую летальную дозу вдоха нельзя — она индивидуальна. Кроме того, вещества, используемые для сниффинга, вызывают нарушения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной систем и угрожающие жизни сердечные аритмии.
Автором законодательной инициативы выступил наш депутат в облдуме, генеральный директор ЗАО «Томмолоко» Ольга Ткаченко. Сама будучи матерью троих детей, Ольга Александровна прекрасно понимает, насколько проблемной эта тема может оказаться для многих семей.
Как рассказала Ольга Ткаченко, сейчас вопрос о запрете «сниффов» прорабатывается на федеральном уровне. Ограничения уже введены почти в трети субъектов РФ. Аналогичный нормативный акт планируют принять и в Белгородской области. Так что, мы здесь не новички, и понимание важности проблемы у депутатского корпуса присутствует.
За розничную продажу таких товаров несовершеннолетним, а также за вовлечение в сниффинг в регионе предлагается ввести административную ответственность. Аналогичное наказание планируют установить и за вовлечение несовершеннолетних в употребление сжиженных углеводородных газов.
Действующий член Ассоциации психологов Белгородской области «Светоч Белогорья», педагог-психолог Яковлевского политехнического техникума Светлана Невинных по просьбе редакции прокомментировала ситуацию:
- Для подростка в переходном возрасте авторитетные взрослые (родители, учителя, тренеры) уходят на второй план, а на первом появляются сверстники, мнение и поступки которые для ещё не до конца сформированной личности могут вызывать восторг и желание подражать. Ребёнок попадает под влияние плохой компании («все делают, а чем я хуже?»). К сожалению, современные публичные течения нередко пропагандируют тему, где популярные и известные люди лечились от наркозависимости либо алкоголизма. И это, на мой взгляд, тоже дестабилизирующий фактор. Часто подростки прибегают к токсикомании из-за отсутствия положительных эмоций в жизни. Детям в период взросления очень сложно (гормоны «бушуют», эмоции «зашкаливают»), а родители не всегда готовы, могут и знают, как поддержать своё подрастающее чадо.
Почему подростки выбирают «снифф»? Светлана Анатольевна объясняет это доступностью в приобретении газа. Потом, отсутствуют ярко выраженные симптомы токсического опьянения, от ребёнка нет запаха, только расширены зрачки и поведение может поменяться от апатичного до чрезмерно возбуждённого (что под влиянием гормонального фона тоже возможно, но стоит обратить пристальное внимание, если эти состояния у ребёнка затяжные).
Ну и, пожалуй, самый главный вопрос: как избежать этого? Родители могут помочь ребёнку найти дело по душе, особенно помогает спорт. Если подросток получает удовольствие от своих занятий, дома его поддерживают и принимают, то желания поддаваться на провокации «дурной компании» и тем более потреблять запрещённые вещества - отпадут сами собой.
Как же важно вовремя заметить, что с вашим ребёнком что-то не так! Попробовать стать ему другом, не в покровительственно-назидательном тоне, как часто мы привыкли это делать, а «на равных» попытаться поговорить, выяснить причину. Это нелегко, что и говорить, но без диалога со своим чадом не удастся решить ни одну проблему. И что ещё важнее – сделать так, чтобы ваш ребёнок чувствовал свою нужность, видел, что его делами и проблемами дома интересуются, не отмахиваются, его успехами и неудачами живут, готовы подставить плечо в случае чего.
Кстати, о плече. После нашей публикации «Плечо отца» в редакцию поступило немало позитивных откликов. Вот один из них. «Сегодня прочли статью психолога о взаимоотношениях «отцов и детей» и следом ваше «Плечо отца». Буквально с разницей в час. В этом свой знак! Хочется убежать от бешеной гонки на работе и заниматься собой, творчеством, внуками. Так проникновенно написали, прямо едем завтра «рыть пещеры». Уже созвонились, сейчас дети с папой и дедом на рыбалке, что тоже порадовало. А вообще, как мы, в сущности, мало внимания уделяем своим близким».
У Татьяны и Игоря, уверены, всё будет хорошо. Ведь маме не всё равно, что происходит с её сыном, а значит, они справятся. На днях уже назначена встреча с психологом...