Сегодня в Дмитриевке от того старого парка, который ещё помнят старожилы села, ничего не осталось. Единственное, что напоминает о том времени, - вековые деревья на месте бывшего имения графини Клеопатры Петровны Клейнмихель, жившей в этих местах в 19-м веке.
В период реформы 1861 года село Дмитриевское входило в состав Краснянской волости Обоянского уезда. В Дмитриевском находилось имение наследников графа В.П. Клейнмихеля, сына главноуправляющего путями сообщения в 1842–1855 годах, русского государственного деятеля графа Петра Андреевича Клейнмихеля (1793–1869). Расположено это имение было в южной части Обоянского уезда на границе Грайворонского уезда в 105 вёрстах от Курска, 43 вёрстах от города Обояни.
Кто же такой Пётр Клейнмихель? Его имя упоминается в поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога». Чтобы было определённое представление, человеком он считался жёстким, непопулярным в народе деятелем, являлся предметом ненависти народа. Современники отмечали, что его жестокость превосходила даже тяжёлый нрав прославившегося Аракчеева.
Родился в 1793 году в семье генерала. Начало карьеры связано с войной 1812 года. Был адъютантом графа Аракчеева, после войны – флигель-адъютантом царя Александра I. Благодаря аккуратности и исполнительности получил повышение, став начальником штаба военных поселений, где и получил первый опыт в области строительства.
При Николае I его карьера развивалась. Заслуги были признаны новым императором, и Клейнмихель продолжил руководить военными поселениями, а также принял участие в работе комитета для создания устава пехотной службы. Руководил ремонтными работами в Зимнем дворце после пожара в 1837 году, выполнив работы в рекордные сроки, за что получил титул графа.
Главным же делом Клейнмихеля стало сооружение железной дороги между Петербургом и Москвой. До него считалось, что в России строить железные дороги невозможно из-за погодных условий и отсутствия специалистов. Лишь немногие инженеры стажировались за границей, где набирались опыта железнодорожного строительства.
Большинство же российских архитекторов и чиновников имело весьма приблизительное представление о технологии постройки. Первая в России железная дорога способствовала развитию и экономическому подъёму всего северо-западного региона страны. Она имела и военно-стратегическое значение. Так что, объективности ради, вряд ли стоит отметать новаторство Петра Клейнмихеля.
Клеопатра Петровна Ильинская стала второй женой Петра Клейнмихеля. Она была вдовой штабс-ротмистра В.О. Хорвата (если вы помните, с этой фамилией связана судьба таинственного Круглого здания в Грайворонском районе). Была богатой, милой женщиной, а вдовье её положение облегчало Клейнмихелю способы исполнения супружеских обязанностей.
Будучи заядлым бабником и кутилой, в этом браке граф совершенно изменил свой характер семьянина, сдерживал все свои пары, чтобы не ссориться с женой и её влиятельной роднёй. Считался «добрым мужем, нежным отцом и был очень кроток с личной прислугой». По воспоминаниям А.И Дельвига, сама графиня была женщиной умной, но в ней, при её недостаточном образовании, видна была провинциалка, желающая выказать себя барыней большого света.
Кстати, её роль в судьбе мужа трудно переоценить. В одной из своих исторических миниатюр писатель Валентин Пикуль утверждал, что, будучи адъютантом Аракчеева, ненавидевшего взяточников, Клейнмихель не брал взяток, однако «они поступали в кубышку через его жену - Клеопатру Петровну, даму чрезвычайно строгую».
А в высшем свете та была известна как усыновительница незаконнорождённых детей фавориток Николая I. Именно это обстоятельство, если верить злоязычным сплетням, служило причиной карьерного взлёта П.А. Клейнмихеля. В семье Клейнмихеля было восемь детей.
В Обоянском уезде, куда, напомним, входила и часть сёл Белгородчины, в начале XX века хорошо была известна фамилия графа Клейнмихель. Обширные его владения были разбросаны по весям и сёлам обоянским, от Ивни до Ржавы. В 1860 году он упоминается в числе самых крупных обоянских помещиков.
Перед отменой крепостного права в сёлах Дмитриевское, Переверзевка, на хуторах Сырцов, Калашный, Студенок, Курочкин, Шевелев и Петровка, в сельце Прелестное и на даче села Рудавец числилось 330 владельческих дворов, 1777 душ крепостных крестьян и 69 душ дворовых, принадлежавших Клейнмихелям. Графский дворец (кстати, уменьшенная копия Зимнего) и усадьба располагались в родовом имении в Ивне.
В Дмитриевском жила, в основном, беднота – крепостные крестьяне. Крестьяне страдали от малоземелья, в то время как графиня владела 5000 десятинами земли. Крестьяне арендовали землю за отработки. Чтобы прокормиться, те вынуждены были работать по 14-15 часов на барском поле, а получали за это гроши. Покосившиеся, крытые соломой хатки, с убогой обстановкой, с коптящей лучиной в долгие вечера. Беспросветная бедность, культурная отсталость. Графиня приезжала очень редко, обычно на праздник Троицы на разукрашенном фаэтоне, раздавала в центре села детям сладости.
В 1850 году, в пору царствования императора Николая I, в селе была построена церковь на средства графини. По одной из версий, она получила название в честь митрополита Дмитрия Ростовского, который был причислен «к лику святых» в середине XVIII века. С другой стороны, Дмитрием звали сына графини. Именно с этим фактом связывают местные краеведы наименование и храма, и села. Во время Великой Отечественной войны строение пострадало, его не стали восстанавливать – дорушили. А сегодня центр современной Дмитриевки украшает уже деревянный храм, поименованный в честь Димитрия Ростовского.
Долго взирали активисты-ветераны на заброшенный парк в Дмитриевке. А потом надумали подать заявку на грант по благоустройству парка графини К.П. Клейнмихель. Инициатором выступила местная организация Всероссийского общества инвалидов.
- По многочисленным обращениям сельских жителей, в целях развития отдыха и туризма сельской территории мы предложили проект по благоустройству парка графини Клейнмихель на площади 4 га, - рассказал председатель местной организации совета ветеранов и общества инвалидов ЯГО Юрий Портянкин. - Начать работы по восстановлению парка предлагалось в 2021 году, а завершить в конце 2022-го. Предполагалось осуществить прокладку экотроп, пешеходных и велодорожек, сделать благоустройство на современном уровне, создать новые зоны отдыха для жителей и гостей села. Бюджет должен был превысить 10 млн рублей. Но грянули известные события, и проект «лёг под сукно». Надеемся, к нему ещё вернутся.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.