Знакомьтесь: Галина Дмитриевна Кащавцева, заместитель директора третьей школы г. Строителя, учитель истории и обществознания. Общий педагогический стаж 31 год, из них 22 - она проработала в школе № 3. Окончила Белгородский пединститут им. М.С. Ольминского. Свой трудовой путь начинала в смородинской школе, потом работала учителем истории в Яковлевском педучилище. По итогам работы за 2020-21 учебный год портрет Г.Д. Кащавцевой занесён на окружную Доску почёта. В нашем «Интервью за 60 секунд» педагог рассказала о своей работе.
С чем или кем связан выбор профессии?
В детстве посмотрела фильм «Уроки французского», который запал мне в душу. Здесь показан настоящий учитель, который любит, понимает и знает детей. Захотелось стать похожей на главную героиню.
Почему история?
По своему складу я гуманитарий. В школе мне нравились литература, русский язык, но историю любила больше всего. Очень хорошо запоминала и знала даты. Мы ездили отдыхать к родственникам в Керчь. Там проводились раскопки. Мне безумно нравилось обследовать эти места, лазить по городищам. Поэтому мой путь лежал на истфак. После института была возможность заниматься наукой, но я выбрала учить детей и ни разу об этом не пожалела. В другой роли себя не представляю.
За что Вы любите школу?
Я её не просто люблю, я ею живу. Школа для меня – это всё. Меня научили безмерно любить школу со всеми её проблемами первый наставник Зоя Владимировна Макова и бывший директор третьей школы Татьяна Николаевна Нестерова. Спасибо им. Это - учителя от Бога.
Был ли в Вашей практике любимый класс?
В моей практике было два выпуска – в 2002 году выпустила 11-й класс, а в 2009 – девятый. Знаете, никогда не было любимчиков. Когда в 1987 году работала вожатой в «Артеке», то нас учили не разделять детей, а быть с ними одним организмом, единым целым. Этому принципу стараюсь следовать до сих пор. Надо любить всех учеников одинаково и воспринимать их такими, какие они есть. Только так. В своей работе подхожу к детям не «сверху», то есть я учитель, вот такой умный и всезнающий, а «снизу», то есть показываю, что я тоже человек, со своим характером, привычками, требованиями. Ребёнку надо это дать почувствовать, и тогда будет налажено взаимопонимание.
Какие проекты для Вас стали особо значимыми?
Их очень много, каждый учебный год – разные. Но самый значимый – это «Парк искусств», который мы создали с нуля. Благодаря этому проекту школа стала победителем в областном конкурсе среди образовательных учреждений по благоустройству территории. Также она стала обладателем федерального гранта, одержала победу во всероссийском конкурсе «Школа года-2020». Сейчас активно внедряем цифровые технологии, сотрудничаем с предприятиями, вузами – ведётся огромная работа по профориентации. В рамках федеральной программы «Образование» занимаемся развитием функциональной грамотности.
Ученик, который Вас удивил…
Ученики удивляют каждый день своей неординарностью, непосредственностью и свободой. Завидую сегодняшним детям, потому что они могут спорить, высказывать свою точку зрения, общаться с учителями на равных. Ребята с нами обсуждают те вещи, о которых не говорят родителям. Но самое главное – заряжают педагогов энергией, которую потом те на них и расходуют.
Ваш главный успех?
Дважды становилась победителем приоритетного национального проекта «Образование», мои ученики на ЕГЭ показывают хорошее знание предмета и получают баллы выше областного показателя. Имею звание «Почётный работник общего образования», но мой главный успех – дочь Наталья. Она пошла по моим стопам, сейчас работает со мной в школе учителем истории и является аспирантом историко-филологического факультета БелГУ. Горжусь её успехами, её достижениями.
Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь?
К школе предъявляют повышенные требования, речь идёт только об обязанностях образовательного учреждения, о правах – не говорят. Очень много требований по воспитанию детей предъявляют родители, у многих стойкая позиция, что школа должна не только дать знания, но и воспитывать. Мы и воспитываем, но основа – это семья. Родители должны детям уделять больше времени и внимания, заниматься с ними. Но, к сожалению, современные гаджеты сейчас заменили общение в семьях.
Кто в школе главный?
Ученики. От них всё идёт. В школе «вращается» всё вокруг учащихся. Все перемены и модернизации, изменения и инновации – всё для них.
Ваше хобби?
В первую очередь самообразование, а если остаётся время, то чтение классической зарубежной и русской литературы.
За 60 секунд я могу…
Придумать схему урока или название проекта.