Сохранились ещё на нашей планете такие места, где время остановило свой ход… Единственное, что сегодня движется на одноимённой железнодорожной станции, расположенной в южной части посёлка Томаровки – это поезд «Белгород-Готня».
Безликое место, где светлым будничным днём можно встретить только перебегающую рельсы стаю бездомных собак. Станция томаровского железнодорожного вокзала — удивительная с одной стороны и ужасающая — с другой, точка на полотне яковлевской земли. Но почему местные жители называют это место самым красивым и загадочным на всей территории Томаровки?
История томаровской железнодорожной станции начинается с конца 19 века. Строительство дороги местного значения намечается по инициативе и на средства князя Юсупова, того самого владельца ракитянских земель. Её предназначение ознаменовалось увеличением объёма производства свеклосахарного завода – лошадей с телегами уже было недостаточно, чтобы перевозить товар.
К этому стоит добавить, что изначально строительство железной дороги планировалось по маршруту «Белгород-Хотмыжск-Сумы», но томаровские купцы вышли с прошением построить дорогу через слободу Томаровку на Готню.
Однако сегодня восхищённый взгляд туриста притягивает к себе не сама железная дорога, а тот самый вокзал, где, кажется, время остановилось на многие годы. Это живописное сооружение – проект немецкого архитектора. Несмотря на всё разнообразие современного архитектурного мира, здание томаровского вокзала по‑прежнему остаётся чарующим местом из прошлой эпохи.
За свою вековую историю томаровская железнодорожная станция была свидетелем многих исторических событий. Как утверждают историки, именно здесь, на станции томаровского железнодорожного вокзала, началась Гражданская война не только для Белгорода, но и для всей нашей страны. 25 ноября 1917 года – эта дата ознаменовалась первым кровавым столкновением революционных войск с отрядами буржуазных заговорщиков.
На табличке, которую и сейчас можно увидеть на фасаде томаровского вокзала, написано, что именно здесь матросы остановили корниловцев, двигавшихся на Дон. Своё поражение на томаровской территории потерпели несколько тысяч вооружённых солдат ударных частей русской армии. Поэтому мы можем смело говорить, что разгром ударных батальонов у железнодорожного вокзала в посёлке Томаровке стал одной из первых, но далеко не последних побед большевиков.
Сегодня вокзал – это то немногое, что осталось от промышленной империи Юсуповых. Старожилы посёлка поговаривают, что на перегонах дороги до сих пор можно найти рельсы с маркировкой имперских времён… Чем не тайна для великого наследия российского капитализма?