Чем бы он по жизни ни занимался, его восточная внешность на общем фоне всегда выделялась. Помнит, примчался как‑то 23 февраля на пожар в Дмитриевке. Горят подсобные постройки. Выходит мужик с вопросом: Вы – кто? Начальник пожарной части, отвечает Алибаев. Да нет, по национальности – кто? Казах! О, и я из Казахстана. Да чёрт с ним, этим сараем, пойдём, выпьем за знакомство, я тебя с мамой познакомлю.
Это лишь один штрих к картинке того, какие люди живут в южных республиках бывшего СССР. Их много в наши дни разбросано на бескрайних просторах России, принявшей после развала огромной империи в свои объятия вынужденных переселенцев. Государство у нас многонациональное, и кто к нему благосклонен — двери открыты всем.
Правда, Берик Каримжанович оказался в России волею личных обстоятельств значительно раньше, ещё в 1985 году. Родился он в Северном Казахстане, в Петропавловской области, в семье было шесть братьев. Отец работал ветеринарным техником, мама – дояркой. В классе седьмом, признаётся наш собеседник, задумался о будущей профессии.
«Моей первой работой было полоть лесополосу, — рассказывает Алибаев. — Помню, закрывали нам за день труда по 2 рубля 42 копейки. Надеялся подработать и родителям помочь (старший брат учился, и семье приходилось нелегко). Потом, после шестого класса телят поручили новорождённых пасти, обратом их отпаивал, выхаживал. Рассчитывал, что и на велосипед себе смогу подкопить».
Когда стал постарше, Берик работал на прицепной косилке, валки собирал. И отцу помогал: брал кровь у коров, купал овец.
Отец очень хотел, чтобы парнишка пошёл по его стопам, стал ветеринаром. А Берика манило море, которого он никогда не видел, корабли, которые находили место в его рисунках. Когда пришло время окончания школы, поехал в соседний Омск. Отец надеялся, что сын повёз документы в сельскохозяйственный вуз, а тот решил поступать в Омское общевойсковое командное училище.
Поступить‑то он, правда, не поступил, преодолеть сельскому пареньку конкурс 17 человек на место — было выше всяких возможностей. Вернулся домой, получил от отца взбучку, что не послушал, и до осени работал в поле – валил горох, ячмень косил. Согласитесь, не каждому 17-летнему доверят комбайн. И, перед тем как уйти в армию, закончил курсы водителей при ДОСААФ.
«Всех тогда призывали в ГСВГ – Группу советских войск в Германии, — вспоминает Берик Каримжанович. — А я на флот попросился. На меня смотрят ребята как на сумасшедшего: там же не два, а целых три года служить! Спасибо моему учителю НВП, который сидел в призывной комиссии. Несмотря на отсутствие призыва на флот, смог позвонить куда надо и решить этот вопрос. Со мной ещё четыре человека захотели в матросы».
Попал на Северный флот, в Северодвинск. Должен был служить на подводной лодке. Но командование, полистав личное дело, решило иначе: в Киев, в спецшколу ВМФ. А, окончив её, выбрал Каспий – город Красноводск, что в Туркмении. Вот ведь как велико было желание ходить в море!
Карьера развивалась стремительно, как только голову не сносило. Старшина дивизиона, секретарь комсомольской организации части. А в 22 года простого сельского паренька назначают командиром рейдового тральщика на Каспийской флотилии! До него самым молодым командиром был офицер 39 лет. Затем была служба на Черноморском и Северных флотах.
И всё‑таки Киев ещё раз вернётся в его жизнь. В 1982 году Берик Алибаев поступает в Киевское высшее военно-морское политическое училище. Но… по семейным обстоятельствам оказывается спустя три года – догадались где? В Строителе! Естественно, ищет работу. И первым объектом, оказавшимся на его пути, стала пожарная часть. Тогдашний начальник Владимир Крамской, полистав документы и побеседовав по душам, взял перспективного молодого человека к себе в заместители.
А когда в посёлок Яковлево долго не могли подобрать руководителя, выбор пал именно на Алибаева. Сказать, что из своих 60-ти почти половину он отдал работе в ПЧ-40 – значит, ничего не сказать.
«Потом и другие должности предлагали, но всякий раз отказывался, — признаётся Берик Каримжанович. — И главным, пожалуй, итогом моей работы стали слова Николая Михайловича Бессонова, бывшего главы посёлка: «У тебя, Берик, ни один горящий дом без крыши не остался!» Это, в самом деле, комплимент для меня».
Ниже наш собеседник уточняет, что успехи части стали возможны благодаря хорошо подобранному, слаженному коллективу. Молниеносно реагировали на каждую чрезвычайную ситуацию. Водители жили в пешей доступности от базы.
«В 2001 году, когда проводился единственный профессиональный конкурс среди 55 пожарных частей области, наша заняла почётное третье место», — не без гордости говорит Берик Алибаев.
Достигнув первого серьёзного для мужчины рубежа, наш герой гордится тем, что четырежды был отмечен за свою работу министерскими наградами. Вырастил двоих сыновей – Артёма и Алексея, обожает трёх внучек и внука. Прогуливаясь с внучкой Дашей, не устаёт показывать ей огромную ель у здания Пенсионного фонда – бывшего детского сада «Малышок», которую он посадил здесь своими руками, когда впервые 33 года назад привёл в этот сад своего сына, отца девочки.
«Кстати, я помню свой первый выезд в качестве пожарного, — улыбается наш юбиляр. – Горел столярный цех на ССК. У меня ещё не было «боёвки» (амуниция пожарного – ред.), и я порвал свои новые джинсы…»
Говорят, бывших не бывает и главным звеном в жизни мужчины всегда является карьера? Пример нашего юбиляра, скорее, доказывает это, нежели опровергает.