Учтите главное: когда на улице подмораживает, водителям нужно быть вдвойне аккуратными из-за гололёда. На скользкой дороге машину может занести, а тормозной путь становится длиннее. Как правильно подготовиться к поездке и как вести себя за рулём, чтобы благополучно добраться до места назначения? Вопрос далеко не праздный.
Скажем, вы заметили, что дорога заледенела, асфальт блестит или на нём тонкий слой снега. Попробуйте нажать на газ или тормоз на пустом участке дороги. Если колёса пробуксовывают — трасса скользкая. В таком случае ехать нужно медленно: так у вас будет больше времени среагировать на опасность и плавно затормозить.
Не тормозите резко и нахраписто — машину может занести. Лучше нажимайте на педаль плавно, прерывисто. Так вы сможете остановиться, не подвергая себя риску попасть в ДТП.
Будьте осторожны на поворотах! Сбросьте скорость до того, как начнёте делать этот манёвр. Не тормозите прямо в повороте — это грозит заносом. Крутите руль плавно и мягко. А если нужно остановиться — начинайте тормозить заранее.
На заледенелой или подмороженной трассе не исключён занос. Что делать в таком случае? Если заднюю часть машины тянет вправо или влево, поверните руль в ту же сторону. Не жмите на тормоз — так вы точно потеряете управление. На автомобиле с задним приводом плавно уберите ногу с газа, на авто с передним приводом — слегка добавьте газу.
Выезжая зимой на дорогу, не накручивайте себя и в то же время морально будьте готовы к тому, что вас может поджидать неизбежное столкновение. Если это неминуемо, сохраняйте самообладание, не бросайте руль и до последнего старайтесь уйти от удара. Лучше съехать в кювет, задеть забор или врезаться в дерево, чем столкнуться со встречной машиной.
Если удар неизбежен, прикройте голову руками, локти держите ближе к телу. При скорости меньше 60 км/ч упритесь руками в руль, вжавшись спиной в сиденье. Если скорость больше 60 км/ч, а вы не пристёгнуты — прижмитесь грудью к рулю. Пассажиру на переднем сиденье лучше закрыть голову руками и завалиться на бок, а на заднем — постараться упасть на пол.
И не забывайте пристёгиваться! Ремень безопасности может спасти вашу жизнь.
Не расклеивайтесь и не паникуйте, если случилась авария, а действуйте быстро. Первым делом оцените своё положение в машине и проверьте, нет ли огня или утечки бензина, особенно если автомобиль перевернулся. Если двери не открываются, выбирайтесь через окна: откройте их или разбейте тяжёлым предметом. Сразу отойдите подальше от машины — она может загореться.
Особо стоит побеспокоиться, если в машине ребёнок. При угрозе столкновения накройте ребёнка собой. После удара первым делом проверьте его состояние. Помогите ему выбраться, отведите подальше от машины. При эвакуации через окно — сначала вытащите ребёнка, а потом выбирайтесь сами.
Кстати говоря, с 1 декабря автомобилисты в России обязаны перейти на зимнюю резину, как предписано в ПДД. Однако эксперты советуют не тянуть и по возможности «переобуваться» раньше, чтобы обезопасить себя и окружающих и заодно сэкономить время.
«Переобувка» автомобилей в России регламентируется сразу несколькими нормативными документами. Один из них — «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», являющийся приложением к ПДД. В нём в пункте 5.2 указано:
«Запрещается использовать автомобиль, если на транспортном средстве установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август). А также если на транспортном средстве не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль)».
В дополнение к этому осенью 2023 года были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В его действующей редакции статья 12.5 прямо запрещает управлять автомобилем, в конструкции которого есть какие-либо неисправности из указанного выше перечня. Таким образом, если водитель будет зимой ездить на летней резине, а летом — на шипованной зимней, у него теоретически есть все шансы нарваться на штраф в 500 рублей.
Наверняка возникнет вопрос, можно ли ездить на изношенных шинах? Как оказалось, точно так же штраф может грозить и за изношенные шины. Согласно ПДД, изношенными считаются зимние шины, если их остаточная глубина протектора составляет четыре миллиметра и меньше. Также под запрет попадают шины с восстановленным протектором и шины, в маркировке которых отсутствует слово Retread.
Впрочем, даже в самом документе указано, что данная неисправность фиксируется только средствами технического диагностирования. Наказание предусмотрено всё то же — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Срок службы автомобильных шин зависит от множества факторов: стиля вождения, качества дорог, условий хранения в межсезонье и других обстоятельств. Тем не менее эксперты дают рекомендации, когда следует заменить шины, даже если на первый взгляд они выглядят нормально.
Специалисты утверждают, что средний ресурс шин составляет 30 тыс. километров, что примерно соответствует трём годам эксплуатации в городских условиях. После этого срока нужно ориентироваться на индивидуальные параметры: стиль вождения и состояние дорог, чтобы решить, когда пришло время для замены.
Действительно ли будут штрафовать? Соответствующая статья КоАП, помимо штрафа, предусматривает также и предупреждение. В 2023 году глава Госавтоинспекции Михаил Черников заявил, что сотрудники ГИБДД как раз предупреждением и будут ограничиваться, а штрафовать водителей за отсутствие зимней резины не станут, даже несмотря на то, что закон им такие возможности предоставляет.
В любом случае инспекторы ГИБДД будут действовать в соответствии с законом, который предусматривает как штраф, так и предупреждение.
Что в связи с этим советуют эксперты? Эксперты советуют сезонной заменой шин не пренебрегать. Минтранс, в частности, рекомендует «переобуваться» при среднесуточной температуре ниже +5 градусов. Однако, как считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, лучше сделать это пораньше. Зима всегда наступает неожиданно, и переобуваться целесообразнее уже при первых признаках похолодания.
Ну и самый волнующий вопрос: во сколько обойдётся замена? Стоимость покрышек и их замены перед началом зимнего сезона каждый год повышается, уточнил председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. По его словам, на рынке есть три категории шин: отечественные, китайского производства и резина дорогих брендов.
«Большинство покрышек подорожали на 10-15 процентов, но выбор широкий, поэтому можно купить подешевле. Смена летней резины на зимнюю традиционно вызывает ажиотаж в сервисах и магазинах. Цена „переобувания“ автомобиля систематически повышается вместе со спросом», — подчеркнул Солдунов.
Нам же остаётся только пожелать всем водителям безопасной езды.
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.