25 лет назад, 23 марта 1997 года, бригада под руководством Юрия Александровича Попова как писали тогда в № 25 (4623) от 29 марта 1997 года газеты «Победа»: «…в сложных условиях совершила просто чудо. Не получая зарплату с сентября, работала на голом энтузиазме, горняки достигли-таки рудного тела и вошли в него. Это была не просто радость, это было ликование за своё «детище», за то, что дело теперь сдвинется с мертвой точки. И скромный труд горняков не пропал-таки даром».
О том, как досталась железная руда шахтёрам, в историях и фактах.
9 млрд тонн руды – именно столько запасов железной руды залегает в Яковлевском месторождении.
Почти 50 лет – прошло с момента обнаружения месторождения геологами до начала первой проходки.
734 метра – проектная глубина шахты.
2548 человек — численность персонала Яковлевского ГОКа на март 2022 года.
Более 22 млрд рублей – инвестировала «Северсталь» в развитие Яковлевского ГОКа с 2018 по 2021 гг.
Почти в 3 раза увеличена добыча руды: с 878 тыс. тонн в 2017 году до более чем 2,5 млн тонн руды в 2021 году.
Более 100 единиц новой техники – приобрёл комбинат в рамках инвестпроектов в 2017-2022 гг.
5 млн тонн руды в год – амбициозная цель Яковлевского ГОКа до 2023 года.
13 мая 1953 года – открытие уникального по объёму запасов месторождения Курской магнитной аномалии – Яковлевского.
1954-1958 гг – на Яковлевском месторождении проводились поисковые работы. Были пробурены 264 скважины общей протяжённостью 100 км, а затем проводились работы по разведке глубинных горизонтов.
1974 год - началась проходка вертикальных стволов.
1980 год – завершили проходку первого ствола на проектную глубину 734 метра.
23 марта 1997 года – бригада под руководством Юрия Попова подняла первую руду. Именно эта дата считается днём рождения предприятия.
2005 год – начало добычи руды в промышленных масштабах.
2003-2007 гг – создание инфраструктуры первой очереди строительства рудника с выходом на производственную мощность 1 миллион тонн в год.
2017 год - предприятием стал управлять один из крупнейших в мире горно-металлургических холдингов – компания «Северсталь».
«Осенью 1952 года в Яковлево прибыла Обоянская геологоразведочная партия. В задачу буровиков входило изыскание залежей каменного угля на территории посёлка Яковлево. Каменного угля не было, зато 13 мая 1953 года обнаружили руду с высоким содержанием железа. Чтобы удостовериться, что это не случайность, заложили ещё несколько скважин – руда была всюду. К лету, пробурив 600 метров, в том числе более 100 метров рудного тела, бригада Чекунова достигла проектной глубины и стала первооткрывателем залежей железной руды» (Из книги «Летопись населённых пунктов Яковлевского района Белгородской области», 2017).
«Старожилы хорошо помнят, как на яковлевских полях возвышались, словно гигантские свечи, буровые вышки. Их было множество. Работали они круглосуточно. Ночью освещали рабочие места гирлянды электрических ламп, придавая причудливый, сказочный вид пейзажу. По всем улицам были установлены электрические фонари. Из окон домов пробивались яркие лучи электрического света. Проезжая по трассе «Москва-Симферополь», многие машины приостанавливались и шофёры спрашивали: «А какой это город?» И молодёжь, прогуливаясь по улице, словно по красивому проспекту, с гордостью отвечала: «Это Яковлево!». Экспедиция принесла с собой невиданный прогресс» (Из книги «Летопись населённых пунктов Яковлевского района Белгородской области», 2017)
«Жители Яковлево и окрестных сёл смогли устроиться на работу и без отрыва от производства получить профессию буровика, строителя и другие специальности. В каждый дом пришло электричество. Рабочие стали приобретать приёмники, радиолы, телевизоры, появились бытовые приборы. Рос благоустроенный жилгородок с новой школой, клубом и библиотекой, магазинами и баней. Такое было впервые… Развивалась культура и образование. При экспедиции были открыты подготовительные курсы для поступления в Харьковский горный институт. Это позволило многим яковлевцам получить высшее техническое образование – стать инженерами-горняками. Многие из них внесли вклад в строительство Яковлевского рудника» (Из книги «Летопись населённых пунктов Яковлевского района Белгородской области», 2017)
«Строительство рудника было связано с решением ряда сложных технических проблем, впервые возникших в горной науке и технике. В отечественной и зарубежной практике не было аналогов строительству рудника в весьма сложных горнотехнических и гидрогеологических условиях. К решению этих проблем было привлечено большое количество институтов и организаций… Отличительной особенностью является то, что руды залегают под толщей сильно обводнённых осадочных пород на глубине 500-550 метров…
Месторождение вскрывается тремя вертикальными стволами, проходимыми с замораживанием пород до глубины 630 метров от поверхности земли, что не имеет аналогов в мировой практике. Отработка месторождения предусматривается с предварительным и сопутствующим эксплуатации осушением» (Из книги «Строитель. Земля Яковлевская», Н. Молчан, 1997).
Алексей ПОПОВ, горный мастер участка взрывных работ ЯГОКа, сын проходчика Юрия Попова, бригада которого подняла первую руду 23 марта 1997 года:
- Что отец рассказывал о дне, когда они подняли на-гора первую руду?
- Когда руду подняли, мне было 9 лет, пришёл отец с работы, дома были мама и сестра. Рассказал, что наконец наткнулись на руду, теперь рудник начнёт работать в плюс, потому что до этого шли только разработки, а теперь начнётся выдача руды, будут продавать. Обрадовались, конечно. В то время в стране тяжело было с зарплатами. Был случай, как-то раз отец принёс четыре мешка арбузов и сказал, что это вместо зарплаты. Чуть позже выдавали уже техникой – телевизорами, холодильниками – один из холодильников до сих пор в рабочем состоянии. Люди работали на энтузиазме, бывало, что по полгода зарплаты не видели, давали порциями. Наша семья переехала сюда с Урала в 1992 году по вызову на работу. В то время там тоже с работой было не очень, а тут предложили сразу работу и квартиру от предприятия. Мама тоже здесь работала в то время машинисткой на втором стволе. Вообще у нас шахтёрская семья – дед на Урале тоже был проходчиком в шахте, и дядя.
Раньше труд здесь был намного тяжелее, сейчас многое машины делают за человека. И отец всегда говорил, что «на мне шахтёрская династия закончится». Я же после окончания обучения на энергетика и службы в армии тоже пришёл на Яковлевский рудник. В то время друзья тут неплохо зарабатывали, сначала проработал проходчиком 7 лет, перевёлся во взрывники. Сейчас уже полгода мастером на поверхности, но часто хожу в шахту. Изначально думал, что подзаработаю пару лет в шахте и уйду, но задержался – мне нравится работа. Больше всего люблю ощущение удовлетворённости от проделанной работы: достигнуть плановых показателей и перевыполнить их. А сейчас на ЯГОКе работать ещё и перспективно – здесь при желании любой может сделать себе карьеру, палки в колёса никто не вставляет. А кто просто любит свою работу и желает работать под землёй – имеют достойную зарплату в масштабах нашей области.
Александр ДИДЕНКО, бригадир проходчиков участка по ремонту горных выработок и буровых работ ЯГОКа:
- На рудник пришёл 25 января 1989 года в качестве ученика машиниста буровых установок. Работа была очень интересной. В то время мы бурили дренажные скважины и вскрывали воду, которая сейчас питает всю шахту. В дальнейшем перешёл в проходчики – проходили новые выработки, руды ещё не видел никто. Шли по гранитам, по кварцитам, ну и дошли до руды. Тогда мы её только нащупали, начали учиться с ней работать. И, скажу честно, учимся до сих пор, потому что рудник такой – единственный в России. Как взять руду, как её крепить, как она себя ведёт – знают только те, кто с ней «общался» и работает. Этому нельзя нигде научиться, как только на нашем предприятии.
- Что было самое сложное в то время?
- Самое сложное было доказать, что ты что-то можешь, но зато и самое почётное. Я действительно горжусь своей профессией, потому что иначе не пустил бы в неё своего сына. Вообще наши залежи настолько уникальны и разнообразны, что иногда преподносят приятные сюрпризы. Как-то раз надо было сделать план, чтобы получить нормальную зарплату, с откаткой были проблемы. Мы вышли на карст (разлом в почве), и туда ушло несколько метров нашей проходки. Нам не надо её откатывать – план в кармане, как говорится, и мы с зарплатой.