Классный руководитель играет очень важную роль в деятельности российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциалов. Сегодня роль классного руководителя огромна, ведь он не только педагог-профессионал, но и помощник, организатор, защитник, духовный посредник между обществом и ребёнком, создатель благоприятного климата в коллективе.
На августовской конференции в своём докладе начальник управления образования администрации Яковлевского городского округа Татьяна Золотарева подчеркнула:
«Большая часть воспитательной работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни, который ведёт воспитательную деятельность по трём направлениям: работа с классом, работа с учителями-предметниками его класса, работа с родителями».
Взаимодействие с семьёй – один из сложных, но в то же время главных факторов работы классного руководителя.
Ирина Петровна, мама двух сыновей, поделилась с нами своим мнением о классных руководителях своих детей. (По этическим причинам, имена изменены).
«У меня богатый опыт общения с классными руководителями. Мой старший сын обучается в восьмом, а младший – в четвёртом классе. Что хочется отметить, в первую очередь классный руководитель должен быть молодым. Пусть не по возрасту, но в душе. Классный руководитель моего старшего сына – молодая учительница, очень лёгкая на подъём. Они вместе объездили всю Белгородчину. Ребята её просто обожают, что бы она ни попросила – всё выполняют. У неё нет любимчиков в классе, ко всем относится ровно. Строгая и требовательная, но стоит за учеников горой. В прошлом году был конфликт с учителем-предметником, так она встала на защиту детей и доказала, что в той ситуации были неправы обе стороны.
Что касается документов, справок, которые нужно собрать родителям, всегда заранее предупреждает, что их нужно сдать, и напомнит несколько раз. На родительских собраниях рассказывает о детях не только плохое, но и обязательно хорошее. Пусть это какая‑то мелочь, но всё равно приятно. И в начальной школе у нас был очень хороший классный руководитель, хотя и не совсем молодой. Мы вместе и в походы ходили, и в соревнованиях участвовали, и на концерты ездили. Она смогла сдружить ребят, они горой друг за друга стоят.
А вот младшему сыну в начальной школе не очень повезло. Классный руководитель преклонного возраста. Учительнице уже ничего не интересно. Она не так сильна в информационных технологиях, работает с доской и мелом. Сквозит предвзятое отношение к детям. Мой сын в число «любимчиков» не входит, поэтому у него оценки на порядок ниже, чем у других. Ни о каких экскурсиях, выездах, походах речи вообще нет. Только уроки, и всё. На родительские собрания страшно ходить, потому что всё плохо – в учёбе, в поведении, в общественной жизни. Что касается справок, то всегда ставит перед фактом – сдать завтра. Почти четыре года прошло, а класс не дружный, и родители друг на друга косо смотрят. Лично я считаю, что самая главная цель классного руководителя – объединить детей. Научить их дружить, помогать, сочувствовать, переживать друг за друга».
О роли классного руководителя в современной школе мы поинтересовались у Светланы Нестеренко, заместителя директора третьей школы города Строителя, имеющей 27-летний стаж работы.
— Светлана Алексеевна, какая роль отводится классному руководителю в современной школе?
— Особенная. В современных условиях особое внимание уделяется воспитанию. Поэтому роль классного руководителя возрастает. Классный руководитель сегодня – это мыслящий педагог, который развивается, ищет ответы на вопросы, волнующие учеников и родителей. Он открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.
— Какие задачи ставит перед собой педагог?
— В числе приоритетных — создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе, формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития и активной гражданской позиции. Мы делаем упор не только на психолого-педагогические знания, но и на владение учителем современными педагогическими технологиями.
— Чтобы класс «гремел» по школе в хорошем смысле слова, что для этого нужно?
— У хорошего классного руководителя класс всегда находится в авангарде событий, происходящих в школе, округе, области и даже стране. Есть такие классные руководители и в нашей школе. Ни одно значимое школьное, городское событие не обходится без учеников Елены Сорокиной, Ирины Пономарёвой, Людмилы Лещёвой, Ирины Зарубиной. Будь то патриотическое, спортивное или культурное мероприятия, ребята из этих классов успешно защищают честь школы на различных уровнях.
— Есть вечные темы, среди них – взаимодействие семьи и школы…
— Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности классного руководителя. Одна из целей воспитательной работы – повысить роль семьи в воспитании детей, поднять педагогическую культуру родителей. Эффективность воспитательной работы классного руководителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная учеников и их родителей, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей в классе.
Несмотря на все трудности в работе с родителями, классные руководители выработали индивидуальный подход в данном направлении. Так, классные руководители Наталья Рожкина, Елена Съедина, Майя Юрьева, Валентина Погорелова, Ирина Маликова начинают работу со знакомства с семьёй ребёнка, условиями его проживания, с анкетирования родителей, предварительной диагностики. В рамках индивидуальной работы с родителями проводятся беседы, консультации, помогающие педагогу установить контакт с семьями учащихся, добиться большего взаимопонимания.
— Кем, по Вашему мнению, является классный руководитель для ученика?
— Образцом человеческой культуры, защитником от безнравственности, инициатором сплочения ученического коллектива. Мы в своей школе считаем, что классный руководитель – это директор класса, и он в ответе за всё, что происходит в коллективе.
А что думают дети по поводу значимости классного руководителя? Мы попросили в одной из школ округа провести анонимное анкетирование среди учеников 6–7-х классов и предложили ребятам ответить на три вопроса: «Нужен ли вам классный руководитель? Зачем? Каким, на ваш взгляд, он должен быть?»
В результате анкетирования были получены следующие результаты. На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся. На второй вопрос самая широкая палитра ответов: «от него мы узнаём много нового, с ним посещаем театры, музеи, стадионы; классный руководитель помогает при решении проблем в классе; заступается за нас; является хорошим примером в жизни» и т. д.
Отвечая на третий вопрос, ученики отметили, что придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребёнка есть своё мнение на этот счёт. Одни считают, что классный руководитель должен быть надёжным, искренним, честным, порядочным. Другие – модным, аккуратным, терпеливым, скромным, не слишком молодым и не слишком старым. Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.
Главная задача воспитания и воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и физические умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребёнка. Ребёнок – это горящий факел! То живое пламя, горючим материалом которого являются дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество.
Регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть всё ярче и ярче. Главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребёнке.