Самые яркие воспоминания у большинства связаны со школой. Однако новые технологии кардинально изменили нашу жизнь. Современная эпоха характеризуется как эпоха информационного общества. Ныне учитель перестал быть источником первичной информации. Он превратился в своего рода посредника, который помогает в этой самой информации разбираться.
Ситуация с пандемией показала, что обучаться можно, не выходя за пределы квартиры. Так может, ну её, эту школу, эти линейки и звонки, эти классные собрания, эти двойки и пятёрки (всё равно ЕГЭ сдавать)? Может, можно обойтись без учителей, тем более, положа руку на сердце, начиная чуть ли не с начальной школы и до выпускного класса многие занимаются дополнительно: кто у репетиторов, кто на специальных курсах.
Те, кому за… хорошо помнят советскую систему образования. В 20 веке главными источниками знаний был учитель, учебник и в лучшем случае какой‑нибудь справочник или словарь, обладателям этих «сокровищ» завидовали ужасно. Слово учителя – закон.
Шаг вправо или влево от учебника карался либо замечанием учителя не «отвлекаться» и «не нести «отсебятины», либо «неудом» в журнале. Но главной миссией школы в советский период было воспитание советского гражданина с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками.
Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в образовании. Вот что думает по этому поводу учитель ОБЖ, классный руководитель и старший вожатый второй школы города Строителя Владимир Геннадьевич Федосеев:
«Время динамично движется вперёд, меняются подходы во многих житейских вопросах, процесс образования детей тоже изменяется. Нужен ли современным школьникам учитель? Могу однозначно ответить — нужен! Учитель является не только связующим звеном между фундаментальными знаниями и учениками. В первую очередь учитель — это старший товарищ, способный поддержать в трудную минуту, разделить моменты радости, организовать увлекательный и позитивный досуг, да и, по сути, учитель является для ребёнка примером. Отработав более 10 лет в школе, смело могу сказать, что ученики перенимают от педагогов самые лучшие качества. А совместные поездки и экскурсии — это время, которое в ущерб своим семьям педагоги уделяют школьникам, ведь ни каждая семья имеет возможность свозить ребёнка в музей и театры, причины разные — занятость, нежелание, усталость. Современные дети ничем не отличаются от детей 20-го века, они такие же любознательные, спортивные, умные и на их вопросы зачастую могут ответить только их старшие наставники – учителя».
Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки педагога. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию. Речь идёт об учителе новой формации, духовно развитой, творческой личности, обладающей способностью к рефлексии, а также профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому.
«Учиться, учиться и ещё раз учиться!» Этот лозунг никто не отменял и для учителей тоже. Современный педагог должен понимать, что, работая в современной школе нужно соответствовать современным требованиям, иначе, он будет не понят и отвергнут учениками.
Своё мнение высказали учащиеся 8 «А» класса средней школы № 2 города Строителя.
«Современным детям обязательно нужен учитель в школе. Потому что учитель может по‑разному объяснить тему, если кто‑то из учеников не понял. Учителю можно задать вопрос по классной и домашней работе. Учитель всегда поддержит ученика, если у него что‑то не получается. Учитель контролирует поведение на уроке и учит быть спокойным и сдержанным», — считает Ярослав Выродов.
«Да, безусловно учитель всегда нужен. Он может объяснить, что не понятно. Поддерживает дисциплину на уроке. Всегда можно задать вопрос. Может отойти от темы для расширения кругозора учащегося», — уверен Антон Батраков.
Мамфорд Джонс сказал: «Наш век гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, проявляющих ту же способность». Оксана Александровна Дручинина, учитель физики яковлевской школы так ответила на вопрос:
«Когда я училась в школе, а это было ровно 25 лет назад, было непростое время. Развал Союза, начало перестройки, лихие 90-е и т. д. Я много чего не помню так уж в подробностях, но отлично помню своих учителей… Они были разные: строгие, добрые, учителя-друзья, учителя-диктаторы. Но был у нас замечательный учитель физики, которого помнит не одно поколение выпускников, он же директор школы. Строгий, справедливый, харизматичный мужчина. Он учил нас не просто физике, а жизни. На уроках всегда шутил, приводил примеры на реальных ситуациях, пытался сложные темы объяснить на пальцах, в буквальном смысле слова. Светлая память о нём живёт до сих пор! На мой взгляд, не может никакой компьютер, никакой онлайн-помощник заменить живого учителя. Может, я покажусь старомодной, но учитель в школе быть должен, если мы хотим вырастить всестороннеразвитую личность, добропорядочного человека, гражданина своей страны! Возможно, в свете современных образовательных веяний это и кажется странным, но без личного общения — никуда. Учитель — это не только человек, дающий ученикам знания, это, прежде всего, повелитель детских сердец, пример для подражания! Кроме того, никакой компьютер не сможет подобрать к каждому ученику «ключик», который поможет раскрыть в нём скрытые таланты и возможности. Да, не каждый твой ученик станет великим математиком, физиком, химиком и т. д., не всем это дано, но он может вырасти просто хорошим человеком. И через много-много лет, встретив своего любимого учителя где‑нибудь на улице, непременно подойдёт к нему и скажет спасибо».
Однажды к Великому Мастеру пришёл молодой человек. Он был самоуверен, держался немного дерзко. И у него был всего лишь один простой вопрос к Учителю. «Я уже всё изучил, и всё знаю, — сказал он. — Я прочёл множество книг. Я даже сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же тогда на мой вопрос: «Нужен ли мне Учитель?»
Мастер рассмеялся: «Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ». Юноша ушёл обескураженный. Он так и не понял, отчего Мастер не смог сразу ответить ему. Через несколько дней он вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: «Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится на другой стороне реки. На нашем берегу ты найдёшь лодку, в ней есть лодочник, он тебя переправит».
На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашёл лодочника и сел в лодку. Но когда они уже отплыли, он вдруг вспомнил, что не узнал у Учителя, где находится дорога, что ведёт в деревню. Собственно, он не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.
Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: «Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до неё, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из‑за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель».