Помнится, в то время когда мы учились в школе, в средних классах раз в неделю в расписании значился урок труда. Мы попадали в «святая святых» своего преподавателя – мастерскую, где стояли верстаки, была куча всяких инструментов: молотков, напильников, отвёрток, наждаков, дрелей и пр. Ребятам давалось задание из заготовок изготовить нехитрые детали, обточить по размеру, сделать отверстия.
В более старших классах, если задание было посложнее, сам учитель труда Николай Степанович помогал орудовать на сверлильном или токарном станке. Какое же находило удовлетворение, когда у тебя всё получалось ровно и по заданным размерам. Но попыхтеть приходилось.
Понятно, несмотря на престиж рабочей профессии в те времена (мало кто стремился в институт за дипломом, большинство шли в училища, техникумы, а кто‑то и сразу работать по окончании 10-го класса), не все видели в себе в будущем профессиональных токарей или слесарей. Но эта «нехитрая жизненная наука», как трудовое обучение, пригождалась в жизни всем без исключения. Мальчишки, вырастая, знали, как зажимать в верстаке ту или иную деталь, как её обтачивать, как работать рубанком с деревом и т. д.
Отдельная история была у девочек…
У девочек, как вы понимаете, была своя учительница труда. И их учили не токарно-слесарному делу. Им преподавали основы домоводства. Нередко из девичей мастерской слышался рокот швейных машинок – тогда готовое платье купить было на грани фантастики, почти всю одежду, от верхней до платьев и брюк, шили в ателье. Вот девчонок и учили швейному мастерству. И пусть профессиональными портнихами из них стали единицы, но пошить себе кухонный фартук или подстрочить мужу брюки могла каждая, прошедшая эти уроки труда.
А какие порой доносились запахи из другой мастерской, где стояли электрические плиты и где девчонок учили кашеварить. Клавдия Дмитриевна, учитель строгий, но все знали, что многим она в этом плане заменила маму родную, передав секреты приготовления настоящего борща или выпечки пирога.
Вот почему тогдашние девчонки, выйдя замуж, умели практически всё, что должна уметь хорошая хозяйка, у которой «руки горят», за что бы она ни взялась.
Прошло‑то всего каких‑то тридцать лет, а как всё изменилось. Во многих семьях культ еды развеялся, не каждая женщина может что‑то более изысканное, нежели яичница, приготовить. Мужики вовсе стали метросексуалами: не вылезают из барбершопов, ноготки шлифуют, подтяжки на личико делают. А вот как держать в руках напильник – не ведают. Не все, конечно, но что‑то поменялось в этом мире…
Многие, особенно молодые, смотрят на это проще: а зачем готовить, если можно еду заказать с доставкой?! А зачем лежать под машиной – для этого есть автосервис?!
Всё так, конечно, наш быт стал более устроенным за эти годы. Но…
Вот мнение, которое высказал нашей газете инструктор по физической культуре алексеевской школы Максим Спицын:
«Считаю, что ребят нужно заинтересовывать тем, чем они больше сейчас сами увлекаются. Очень важно помогать им учиться делать что‑то самостоятельно, давать возможность работать своими руками. В процессе обучения я что‑то даю им, они – что‑то дают мне. На уроках технологии мальчики очень любят работать на токарных станках. Например, мы вырезали разделочные доски, пасхальные яйца, скалки. Что касается спорта, тут я считаю, что самое главное — чтобы дети получали удовольствие от процесса самой игры. А когда они ещё и побеждают, когда ты видишь их радость, горящие глаза, это дорогого стоит».
Так может, не всё так плохо в нынешней школе? Попробуем разобраться.
В современном образовании исчезла часть предметов, а вместо них появились новые. Вернее, их переименовали. Так, труды превратились в технологию. А вместе с названием и изменились подходы…
«Современные программы и те, которые были тогда, когда я начинала работать в конце 1980-х, конечно, отличаются, — поясняет учитель технологии средней школы №2 города Строителя Светлана Лычёва. — Часов трудового обучения было больше, чем современной технологии. Это влияет на то, что и как мы успеваем с детьми сделать на уроке. Урок ведь специфический. Пока разложили материал, пока иголки, пока примерили — уже и собираться надо. По правилам надо все иголочки посчитать — почти как в операционной. И сделать это до звонка, потому что на переменке дети должны успеть покушать. Уменьшилось и количество часов на изготовление швейного изделия, на приготовление блюд, упростились и объекты изготовления. Лет 30 назад в 8-м классе девчонки шили плечевые изделия: блузы, халат. А ещё, если раньше каждая 9-классница составляла базовую выкройку по своим меркам, чтобы сшить платье с рукавами (некоторые этими выкройками-основами долго пользовались после школы!), то теперь в 9 классе вообще нет предмета «Технология», в 8 классе исчезли разделы «Изготовление швейного изделия», «Кулинария», вместо этого изучается общетехнологическая подготовка».
В приоритете сейчас робототехника, агротехнологии и животноводство, элементы техники и машин, обработки материалов, способы преобразования энергии, технологии получения информации, социальных технологий и другое, — утверждает Светлана Григорьевна.
Концепция технологического образования школьников подразумевает, что предметная область «Технология» должна формировать технологическую культуру личности, основываясь на современные технологии и технологии будущего. Новые технологии давно вокруг нас. И, конечно, мы должны обучать детей в ногу со временем.
«Построением выкроек завтра, скорее всего, будет заниматься 3D-сканер в содружестве с автоматом по раскрою, — продолжает Светлана Лычёва. — На смену дереву и металлу уже сейчас пришли новые материалы. В наше время на первое место выходят цифровые технологии, интеллектуальные, телекоммуникационные, здесь очень мало остаётся привычной нам трудовой деятельности. Измениться должны и уроки технологии: на передний план выйдут тоже цифровые технологии, работы же руками, наоборот, станет меньше. И это немного непонятно, ведь немало говорится о том, что нужно возрождать трудовую деятельность и воспитание. В этой Концепции трудовой составляющей мы почти не видим».
Ребят нужно знакомить с современными предприятиями и технологиями, иначе ничего хорошего из этого не выйдет, уверена педагог. Но мы с вами должны понимать, что материально-техническое обеспечение школы не соответствует этой задаче. Сейчас мы говорим о нанотехнологиях репродуктивно, то есть учитель рассказал, в лучшем случае, показал видео, дети в учебнике прочитали. Поэтому необходимо ли это — большой вопрос.
«Наверно, это общая современная тенденция — обесценивание ручного труда, — предполагает Светлана Григорьевна. — Девочки недоумевают, зачем им нужно уметь шить, а сами пуговицу не могут пришить. Мальчики не умеют забить гвоздь. Да, не всем дано быть рукодельниками, но элементарные навыки получить, по моему мнению, должны все. И в советской школе не все умели искусно шить и вязать, и мальчики часто делали только скалки и табуретки, но, по крайней мере, знали, как нитка в иголку вдевается и как держать молоток. Раньше девочек жизнь заставляла учиться шить, потому что ничего нельзя было купить, да и семьи жили небогато. У меня были девчонки, которые не по одной юбочке шили на уроках, а по нескольку, перешивали из маминых вещей. И я всегда это приветствовала и помогала. Сейчас шить не очень хотят. Говорят, зачем — вон в секонд-хенде за копейки всё куплю. Мне кажется, что важно заронить в них крупицу творчества, желание быть одетой не как все, а ещё убедить, что шить платья будет одна из ста, а заузить брючки, отрезать и подшить джинсы, заменить тесьму-молнию — это надо уметь каждой! И такие услуги несложно выполнить самой и сэкономить при этом семейный бюджет».
Технология заменила труды, и труда в этой истории осталось очень мало, — разводит руками опытный преподаватель.
Помните эту расхожую пословицу времён социализма, о которой почему‑то неоправданно забыли? Между тем, не мешает задуматься всем нам, а не так ли легко сегодня всё достаётся нашим чадам: вот тебе новый смартфон, вот – новые дорогие шмотки, и чтобы не хуже, чем у других. А они, с лёгкостью всё это принимающие, если уж не требующие, прикладывают хоть какие‑то усилия, чтобы немного заслужить эти блага?