Человеческая жизнь – животворящее солнце, и если его детство – это яркий и тёплый восход, то старость – сумеречный прохладный закат, которого не избежать, как не избежать смены суток в природе. Люди всегда с трудом верят в неизбежность, прячут голову в песок, полагая, что «может быть война пройдёт сторонкой» и их не коснётся старение. Увы, все там будем.
Живой дом для души, наше тело, станет ломаться: потрескаются стены-кожа, покорёжится внутренняя отделка-органы жизнедеятельности, потускнеют окна-глаза, протечёт «крыша»-мозг, а беспомощная, но всё так же активная душенька будет метаться, чтобы спастись. Чтобы замедлить этот процесс, необходимы определённые усилия, которые в законодательстве называются «Формы ухода за нетрудоспособными гражданами». Как, где, кем и в каких объёмах – зависит от возраста.
В законодательстве разъяснено употребление терминов, связанных с возрастом граждан. Пожилыми называют мужчин, возраст которых находится в промежутке от 61 года до 70 лет; женщин — с 56 до 70. Большинство в этой группе ещё очень активны, могут работать, хотя и нуждаются в медицинском контроле. К людям старческого возраста причисляют граждан, чей возраст находится в промежутке от 70 до 90 лет. Им старость уже нанесла непоправимый вред, многим требуются помощь и уход. Тех, кто переступил 90-летний порог, принято классифицировать как долгожителей. Их, к сожалению, не так много, и это достояние нации. Кроме того, существует ещё один термин – «срок дожития», то есть период жизни от наступления пенсионного возраста до последнего дня. Звучит жестоко и страшно, как будто перечёркивается молодость – зенит жизни, успехи и достижения, порывы души, устремления, интересы, само понятие – жизнь!
Согласно действующему законодательству, в соответствии с возрастом существует несколько форм ухода. Это и полная опека, и патронаж на дому, осуществляемый родственниками или социальной службой, содержание стариков в домах-интернатах для престарелых. Но делается всё это с согласия самого человека, дожившего до преклонных лет.
Президент России Владимир Путин счёл, что таких мер для качественной жизни состарившихся людей недостаточно и «срок дожития» нужно реформировать в полноценную жизнь, но в соответствии с возрастом. Он поручил разработать «комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода».
Поручение было дано по итогам встречи с представителями социально ориентированных НКО (некоммерческих организаций), благотворительных организаций и волонтёров.
«Мы создадим систему, в рамках которой будет оказываться комплексная, сбалансированная поддержка всех пожилых людей и инвалидов. Речь идёт о том, чтобы каждый из этой категории человек имел возможность жить полноценной жизнью. Нужно собрать все меры поддержки воедино и дать человеку право выбора, не решая за него, в чём он нуждается», — так о необходимости развития системы долговременной помощи заявила Елизавета Олескина, директор БФ «Старость в радость».
Речь идёт, пояснила Елизавета, о создании сбалансированной жизнеспособной системы долговременного ухода. Все элементы существующей социальной и медицинской системы будут собраны воедино, достроены недостающие элементы. Например, доработаны отсутствующие у нас в стране стандарты ухода. Эта система будет выстраиваться вокруг реальных потребностей пожилого человека. На всех этапах человек должен получать именно ту поддержку и помощь, которая ему нужна.
«Если мы говорим об уходе – нужно исключить сегодняшние ситуации, когда, например, в интернате человек получает уход, а потом попадает в больницу, и из больницы его возвращают с пролежнями, потому что больница занимается не уходом, а лечением. Человека отпускают из интерната домой – и он снова оказывается в тяжёлом состоянии. Уход и помощь не должны прерываться, и если человек по своему состоянию нуждается в поддержке – он должен её получать независимо от места нахождения. Речь идёт о том, чтобы координировать оказание уже имеющихся видов услуг. Нужно, чтобы мы могли дать человеку возможность сохранить активность, продлить его самостоятельную жизнь, активное долголетие», — сказала директор фонда.
Пилотными регионами, где будет внедрена новая система долговременного ухода за пожилыми людьми, будут Новгородская, Костромская, Тверская, Псковская, Волгоградская и Рязанская области. Проект рассчитан на три года. Почему, скажем, не у нас?
Ответ на этот вопрос даёт директор комплексного центра социального обслуживания населения УСЗН Яковлевского района Татьяна Цыбульник.
«Социальная служба, как никакая другая заинтересована в расширении перечня и координации всех видов услуг для стариков, для того чтобы поддерживать их здоровье и обеспечить достойную жизнь. У нас, например, на надомном обслуживании находится 360 жителей района, из них 37 городских жителей и 323 человека, проживающих в сельской местности. Помимо соблюдения принципов, прописанных в законе, социальная служба помогает справляться с различными стрессовыми факторами: одиночеством, недавним вдовством, невниманием близких людей, горечью от физической слабости, вызванной болезнями. Ради благополучия и стабильной жизни наших клиентов, ежедневно в любую погоду выходят на работу 55 социальных работников. Свою работу они исполняют, зачастую теряя грань между служебными обязанностями и заботой о людях, ставших за долгое время общения близкими. Их ждут, в них верят, им изливают душу, консультируются по многочисленным проблемам, доверяя самое сокровенное».
То, о чём говорит Елизавета Олескина, в нашей области и в районе в большей степени осуществлено. Но есть и моменты, которые необходимо интегрировать в комплекс услуг. Например, медицинские услуги должны оказываться незамедлительно, а не через общую очередь в поликлинике, особенно при полном медицинском обследовании для назначения социальной помощи.
Нет у наших клиентов времени ждать! Мы практиковали работу выездных бригад, когда в её состав включали даже парикмахеров – ведь в селе трудно починить обувь или одежду, получить другие бытовые услуги, и это должно быть учтено в программе долговременного ухода. Для социальных работников, волонтёров, на которых возлагаются большие надежды по исполнению вышеупомянутой программы, неплохо было бы иметь транспорт. Сейчас им приходится и в лютый мороз, и в летний зной отмерять километры с тяжёлыми сумками. Часто пожилые люди нуждаются в юридической, в основном, нотариальной помощи. Если в новой программе будут учтены все потребности людей старческого возраста, она, несомненно, сделает их жизнь полноценной.
Резюмируя, хочется отметить, что для стариков может быть не так важна сама программа (большинство из них присмотрено и ухожено), а важен тот факт, что на государственном уровне пришли к выводу: человек, в каком бы возрасте он ни был, должен не доживать, а ЖИТЬ!