Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:26, 29 ноября 2019

Руководитель музея Тамара Ерёмина: «Когда в избу входил гость, он шёл в красный угол»

Руководитель музея Тамара Ерёмина: «Когда в избу входил гость, он шёл в красный угол»Фото: Василий Сафонов
  • Статья

По мнению историков и этнографов, вся жизнь русского православного человека была ориентирована на это святое место.

Музеи этнографической направленности бережно хранят для потомков достоверную атмосферу национальной культуры с её традициями, обрядами, святынями. Есть такой этнографический уголок и в бутовской школе, представляющий собой обстановку русской избы 19 века, где центральное место занимает так называемый «красный угол».

Это святое место для русского христианина. Красный — значит красивый, торжественный, праздничный. Демонстрируя этот элемент убранства русской избы, вот как о нём рассказывает юным бутовцам руководитель музея Тамара Ерёмина:

«Красный угол расположен между двумя окнами, которые выходят во двор и на улицу. Он называется «светлый, святой, красный». Светлый – так как находится между двумя окнами. Святой – так как здесь находятся иконы с изображениями ликов святых, Евангелие (этот экспонат издан в 1912 году). Красный – от слова красивый, потому что украшен расшитыми узорами рушниками, набожником. Когда в избу входил гость, он, прежде всего, шёл в красный угол, три раза крестился, кланялся и только потом обращался к хозяевам. В красном углу всегда сидел за столом во время обеда глава семьи – отец. Девушку провожали под венец из красного угла и приводили в дом жениха, сажая молодых в красный угол».

Первый и последний снопы приносили с поля и ставили сюда. Здесь находились лампада, куда наливали масло и зажигали по праздникам, или когда в доме покойник. Покойника клали головой к красному углу.

В красном углу стоял стол — необходимый элемент убранства жилья. Обычно стол не накрывали скатертью, а дочиста вытирали. И только в праздники стелили скатерть. Скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с узором. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна (тоньше, белее), с кружевами.

По мнению специалистов, историков и этнографов, вся жизнь русского православного человека была ориентирована на красный угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, и даже изголовья постелей были обращены в его сторону. А за столом была сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь. Это святыня, своего рода алтарь, накладывающий отпечаток на поведение человека. Сюда сажали гостя, сюда клали хлеб, святую воду.

«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска», — говаривали наши предки.

В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

К красному углу относились очень трепетно, с почтением, уважением и кротостью. Над образами теплилась лампадка, которая не только освещала комнату, но и наполняла её особым духом благочестия и смирения.

Перед образами непозволительно было выражаться, злиться, лукавить. Обязательными для домашнего иконостаса были иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирали сами верующие. Обычно в красном углу размещали «именные» иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник. Из русских святых чаще всего встречались изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а также Георгия Победоносца и целителя Пантелеймона.

Отцы приказывали провинившимся детям вставать перед образами и каяться, ведь у каждого православного перед ликом Божьим был страх, робость и честность. Не хотелось опозориться, не оправдать надежд, упасть в глазах Господа, разочаровать его. Существовал страх от осознания своей немощи и глупости, безрассудства и бессилия. И этому учили с детства, прививая благочестие, то есть основы высоконравственного поведения.

Многие правила задавали этот тон: через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу — «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать и т. д. — доброе должно противостоять чужому и злому. Поэтому каждый угол, каждая деталь были наполнены смыслом, демонстрировали взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×