Иногда самые простые вещи могут рассказать интересные истории о том, как складывалась судьба наших предков. Возможно, что в масштабах мировой или отечественной истории они не имеют решающего значения, но в истории отдельно взятого населённого пункта являются ярким свидетельством влияния исторических процессов на судьбы людей, которые могли быть близкими родственниками, друзьями, наставниками, оставившими свой след в памяти потомков.
В кривцовской школе хранится обычный кожаный портфель, когда‑то принадлежавший первому директору школы Матвею Кривцову. Его передала в школьный музей жительница села Кривцово Валентина Семёновна Лустина. Давным-давно, когда она была маленькой девочкой, Матвей Лукьянович часто приходил к её отцу в гости. Во время бесед мужчин Валя забиралась к нему на колени и внимательно слушала говоривших. И Матвей Лукьянович обещал подарить ей свой, как ей тогда казалось, «важный» портфель, когда она пойдёт в первый класс. Своё обещание директор школы сдержал. В те годы она ещё не знала, каким катком прокатиться Великая Отечественная война по судьбе уважаемого ею человека. Валентина Семёновна хранила портфель около 70 лет как драгоценную память.
До войны Матвей Лукьянович получил педагогическое образование и работал учителем физики и математики. На фронт его не взяли по состоянию здоровья. Когда пришли немцы, ему пришлось работать секретарём у них, так как он знал немецкий язык и был грамотным образованным человеком.
Немцы попытались организовать школу в селе. Там работали Матвей Кривцов, Анна Ивлева, Таисия Попова. Обучение детей проходило под надзором немецкого коменданта. Как директор, Матвей Лукьянович проявил себя хорошим организатором, психологом, его любили и уважали учителя и ученики.
Но факт работы у немцев, донос одного из коллег не дали ему возможности продолжать работу, когда немцев выгнали из села. Пришлось уволиться и сменить место жительства. Вот что известно об этом человеке руководителю музея Ольге Торянской.
Свидетельством непростых условий жизни в период разрухи, которые испытывали местные жители, в том числе и учителя, стала обычная керосиновая лампа. Она сохранилась в школе и служит теперь предметом реквизита в театральных постановках учеников. На одном из старых фото запечатлено заседание педагогического совета кривцовской школы в послевоенное время. Учителя сидят за столом в пальто, ватниках и платках, потому что в холода топить было нечем, и поскольку электричества не было, в вечернее время учительскую освещали керосиновые лампы. Они есть и на фото, стоят на шкафу. Одна из них и стала музейной реликвией.
Как оценить то, что мы имеем сейчас? Только в сравнении с тем, как это было до нас. Для этого и нужны музейные реликвии – убедительные доказательства гримас и улыбок времени, правдивые зеркала минувших эпох, осязаемые приметы реальности существования наших предков.