Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:15, 06 сентября 2018

Чем не угодила «пятёрка»? Специалисты предложили отказаться от нынешней системы оценок

Чем не угодила «пятёрка»? Специалисты предложили отказаться от нынешней системы оценокФото: pixabay.com
  • Статья

Журналист сетевого издания «Победа31» выяснила, стоит ли менять существующие критерии оценивания школьников.

Рособрнадзор предложил возможность отказа от пятибалльной системы оценки качества знаний школьников. Что по этому поводу думают педагоги, родители и сами обучающиеся?

Каждый год 1 сентября ждёшь с каким‑то внутренним страхом: а что ещё могут придумать российские чиновники из главного образовательного министерства накануне Дня знаний? В этом году зашёл разговор об изменении системы оценки. Чем же не угодила нынешняя «пятёрка»? Об этом мы и поговорим сегодня.

Пятибалльная система устарела

В очередной раз Рособрнадзор обсуждает возможность отказа от пятибалльной системы оценки знаний школьников. О этом на круглом столе сообщил замглавы ведомства Анзор Музаев. По словам руководителя центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктора Болотова, пятибалльная система уже устарела, и её необходимо менять. 

«Пятибалльная система — позавчерашняя. Безусловно, её надо менять. Мы в своё время делали работы по переходу на многобалльные системы. Был большой проект по 12-балльной системе. В школе на самом деле сейчас четырёхбалльная система — кол никому не ставят. При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы», — отметил Виктор Болотов.

Пятибалльная система оценки правильная в том случае, когда нужно оценить алгоритм действия по образцу. Всё правильно выполнил — получил «5», отступил немножко – «4», отступил множко – «3», совсем не знаешь «2». Теоретически в школе используется пятибалльная система, а фактически она трёхбалльная, ведь отметки «единица» и «неудовлетворительно» практически не выставляются, так как обозначают они одно и то же — ученик не усвоил материал. На данный момент возникли серьёзные противоречия между теми требованиями, которые предъявляет Министерство образования к школам, и системой оценивания. Так, ФГОС особое внимание уделяет развитию индивидуальности каждого ученика, формированию критически думающей, свободной, творческой личности, которая способна самостоятельно развивать свои способности. Но, как уже отмечалось, эти качества не в состоянии аттестовать пятибалльная система оценивания. Критерии её были созданы для традиционной школы, где самым важным аспектом было получение знаний. В них не заложена оценка творческой активности, индивидуального роста, самообразования.

Легализовать «плюсы» и «минусы»

Мало того, поговаривают о том, чтобы легализовать «+» и «-», которые применяются педагогами, но не на официальном уровне. То есть учителя ставят знаки к основным оценкам в тетрадях и дневниках, а в итоговой аттестации их нет. Делают они это для того, чтобы мотивировать ученика на получение знаний. Это является маленьким стимулом для ребёнка. Так оценивается его прогресс. Получается, на «пять» ученик не знает, но и «четыре» маловато, а вот «4+» — в самый раз. Старайся, учись и будет тебе «отлично». Помните в фильме «Приключения Электроника» учитель пения поставила главному герою «5+++», за то, что он исполнил песню «Крылатые качели» голосом Робертино Лоретти?

Однако резкий переход от пятибалльной системы к 10 или 12-балльным ни к чему хорошему не приведёт. В этом случае нужно следовать врачебному принципу: «не навреди», ведь придётся менять психологию, перестраиваться ученикам и учителям. Для внедрения таких изменений необходимо подготовить педагогов и повысить их квалификацию. На это требуется время.

Что дают 10 баллов?

Рассуждая о профильном обучении, некоторые педагоги отмечают актуальность внедрения десятибалльного варианта оценивания знаний. Если уж совсем объективно, то «тройка» при традиционной оценочной шкале выставляется ученику, допускающему массу ошибок. Учитель «жалеет» ребёнка, который старался, но не смог успешно справиться с заданием, старательно выводит ему «3» в школьном журнале. Такую же «удовлетворительную» отметку получает прогульщик и лодырь, чтобы не портить общую картину успеваемости в классе. Ни о какой справедливости, как видите, не идёт и речи. Десятибалльная система выставления отметок позволяет решать подобную проблему, делая отметки более честными и полноценными. К тому же она гораздо понятнее для учеников, их родителей и самих педагогов. При внедрении 10-балльной системы в российские школы учителя смогут оценивать не только знания своих воспитанников, но и учитывать их саморазвитие. У ребят появится стимул для достижения более высоких результатов в проектной и учебно-исследовательской деятельности. А педагог, в свою очередь, сможет использовать разные формы контроля, что повысит объективность оценивания.

Главное – знания

В Киевской духовной академии в XVIII веке высший балл звучал как «учение надёжное, доброе, похвальное, честное». Средние же успехи отмечались как «учение мерное, нехудое, посредственное». Небрежное обучение характеризовали как «подлое, безнадёжное, слабое, ленивое». В 1937 году появилась официальная, установленная Министерством просвещения, система отметок: за слабые успехи – 1 балл, за посредственные результаты – 2, за достаточные достижения – 3, за хорошие показатели – 4, а за отличное прилежание и обучение – 5 баллов. В российских школах внедрены новые стандарты образования, предполагающие независимую проверку знаний выпускников начальной, основной, старшей школы.

А что думают по этому поводу родители и сами ученики? Наша собеседница Ольга, мама второклассницы Анастасии, рассказала, что в начальной школе гибкая система оценивания, но не в виде оценок, а в виде знаков, символов — звёздочек, геометрических фигур и проч. Такой подход не травмирует ребёнка, а позволяет ему, во‑первых, привыкнуть к тому , что его труд теперь оценивают, а во‑вторых, стремиться к получению более высокого символа.

Евгения, мама восьмиклассника Петра, подчеркнула в нашей беседе, что к переходу на другую систему оценки знаний нужно относиться с огромной осторожностью. Ведь ни дети, ни педагоги, ни родители ещё к этому не готовы. Переходный период – всегда болезненный. Сама она не против того, чтобы изменилась система оценки. Но для неё главным был и остаётся уровень знаний её сына.

Одиннадцатиклассница Александра подчеркнула, что сейчас ей оценки вообще не важны, поскольку её цель — хорошо пройти итоговую аттестацию, а проще говоря – сдать ЕГЭ и получить необходимые баллы для поступления на бюджет. Её последний год в школе будет посвящён именно этому. Поэтому она будет усиленно заниматься теми дисциплинами, по которым ей предстоит сдавать ЕГЭ, остальными предметами – по необходимости.

Отказаться от оценок

Зачёт-незачёт, 10, 12 или 100-балльная системы, звёздочки и квадратики – вот сколько способов оценить знания детей. В советское время пятибальная система полностью себя оправдывала, сейчас, по заверениям специалистов, всё чаще — нет. Отказ от пятибалльной системы оценки знаний учащихся активно внедряется почти во всех бывших республиках СССР. Например, Белоруссия перешла на 10-бальную систему, Украина – на 12-бальную. В Сибири в одном из лицеев Красноярска вообще перестали оценивать знания учеников оценками. Вместо этого учителя записывают в электронном журнале комментарии о достижениях, прогрессе и проблемах каждого ученика.

Может, наступит время, когда мы совсем обойдёмся без системы школьных оценок?

1
Comments (0)
Tree view
New
Popular
Compact
Quotes (0)
Context
Create your widget
About HyperComments
Log in
Closed discussion
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×