Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
102.58
+0.00$
107.43
+0.00
-5 °С, облачно
Белгород

Навигатор допобразования позволил яковлевским детям заниматься творчеством бесплатно

5 декабря 2019, 08:23Общество
Фото: Наталья Беспалова

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» две тыс. ребят получили персонифицированные сертификаты ДОД.

С 1 сентября 2019 года в Яковлевском городском округе в систему дополнительного образования детей началось внедрение сертификата персонифицированного финансирования. Напомним, сертификат — это именной электронный документ, который позволяет ребёнку обучаться дополнительно, вне школы, за счёт средств, выделенных государством. Все данные о сертификате — срок действия, остаток средств на счёте, списания — находятся на сайте «Навигатора допобразования» в «Личном кабинете» пользователей.

Средства, которые даёт сертификат, можно потратить только на дополнительное обучение детей. При этом в выборе занятий дети не ограничены: государственные учреждения, частные организации, ИП — все кружки и секции, размещённые в каталоге «Навигатора», участвуют в программе финансирования и могут быть оплачены сертификатом.

Министерство просвещения развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Белгородская область ставит себе амбициозную цель — охватить дополнительным образованием 94,1% детей.

Новые возможности

По идее, сертификат открывает много возможностей для детей заниматься творчеством, особенно для тех, кто воспитывается в многодетных семьях. Понятно, что здесь небольшой достаток. Как подчеркнула одна из многодетных матерей, Ирина Петровна:

«Сертификат дал возможность заниматься моей старшей дочери музыкой, а двое младших сыновей посещают творческие объединения в Доме творчества. Я очень рада, что мои дети могут реализовать себя, раскрыть свои таланты».

Трудности никто не отменял

В нашем горокруге дополнительные образовательные услуги оказывают Дом творчества, станция юных натуралистов и Детские школы искусств. С начала учебного года в городском округе 25% несовершеннолетних в возрасте от 5 до 18 лет перешли на персонифицированное финансирование, это 2004 ребёнка, из них 1136 — в Доме творчества, около 500 – на станции юннатов, остальные – в ДШИ. Вы только вдумайтесь в цифру – две тысячи детей! Но чтобы организовать образовательный процесс для такого количества детворы, нужны квалифицированные кадры и площадки, где должны проходить занятия.

На сегодняшний день в Яковлевском горокруге более восьми тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. В Доме творчества 15 педагогов, на станции юных натуралистов – пять. Именно на их плечи легла и ещё ляжет основная нагрузка по охвату детей. Сейчас задействованы дополнительные ресурсы, те же городские школы, но потом проблему с размещением решать будет всё сложнее.

Подводные камни

Многие талантливые дети хотели бы реализовать себя в нескольких направлениях. Однако сертификат позволяет выбрать одно. Ребёнок, который занимается, к примеру, в творческом объединении юных натуралистов, не может посещать творческое объединение Дома творчества или музыкальной школы. Но когда мы идём в магазин, то выбираем те продукты питания, которые можем себе позволить приобрести. Так и здесь. Сертификат выделен на занятие одного ребёнка в одном творческом объединении. Стоимость сертификата в нашем горокруге — 3300 рублей

Фото: Наталья Беспалова

Ещё одна проблема, с которой столкнулись педагоги – это образовательные программы. Для того чтобы охватить дополнительным образованием две тысячи детей, они вынуждены были создать краткосрочные программы на год, по которым дети занимаются один раз в неделю или даже месяц. Теперь учреждения дополнительного образования работают с утра и до вечера. Задействованы учащиеся не только городских школ, но и сельских. 

Нагрузка на педагогов легла колоссальная, поскольку проходят занятия с детьми не только в рамках сертификата, но и других творческих объединений. Зато у сельских ребятишек появилась возможность заниматься декоративно-прикладным творчеством, ставить опыты, мастерить, петь и получать новые дополнительные знания.

Однако назвать это серьёзным обучением, нацеленным на результат, всё же нельзя. Ведь для получения более глубоких знаний нужны систематические занятия, где дети постепенно и целенаправленно вместе с наставниками решают поставленные задачи.

И, пожалуй, главная проблема на сегодняшний день – оформление документации. К сожалению, на сайте «Навигатора допобразования» периодически происходят сбои. Только за три месяца учебного года детей пришлось дважды зачислять в персонифицированную систему. Поскольку сертификат рассчитан на календарный год, а не на учебный, то в декабре всех детей нужно будет отчислить, а в январе – вновь принять, что противоречит Закону об образовании. Но средства заложены на финансовый год, и ничего с этим не поделаешь. Заново обработать заявки на две тысячи детей в третий раз – вы можете себе это представить?

Возросло количество документов, которые должны предоставить родители. Раньше требовали заявление, справку из поликлиники и копию свидетельства о рождении, сейчас добавилось ещё несколько, вплоть до СНИЛСа ребёнка, а он есть не у всех детей. Многие мамы и папы откровенно недовольны работой сайта.

«С одной стороны, очень хорошо, что у моего ребёнка появилась возможность заниматься творчеством, — говорит жительница города Строителя Елена, — но с другой, требуют столько документов, и к тому же мои паспортные данные. Я забочусь о собственной безопасности и о безопасности своего сына, поэтому не хотела бы разглашать паспортные данные. Кроме того, я уже два раза писала заявление о зачислении и предстоит ещё третий. Никакого творчества не захочется от этой беготни с бумажками. Чтобы зарегистрироваться в «Личном кабинете», нужно вообще столько времени потратить и сил, которых нет». 

Фото: Наталья Беспалова

На базе Дома творчества создан консультационно-организационный центр, куда стекаются все счета. Методисты вынуждены заниматься совершенно несвойственной им работой – бухгалтерским учётом, причём, в свободное от основной работы время. Произошли изменения и в оплате труда педагога. Раньше заработная плата складывалась за обучение от 12 до 15 детей в творческом объединении. Эти цифры прописаны в Законе об образовании. Сертификат делает ставку только на 15 детей, если меньше — заработок ниже.

Нужна доработка

В последние годы родители сами пришли к мнению, что детям нужно развиваться, мастерить руками, заниматься роботехникой, моделированием, вязанием, селекцией, выращиванием растений, игрой на музыкальных инструментах. Наплыв детей в учреждения дополнительного образования увеличился в разы.

Сертификаты же позволили охватить дополнительным образованием тех, кто не имел такой возможности. Дети развиваются, занимаются, познают новое, пусть в ознакомительном плане, пусть один час в неделю. Но, согласитесь, чтобы добиться результата, нужны талант, интерес ребёнка, а также систематические занятия. Тем более для современных детей.

Не стоит забывать о педагогической нагрузке. Если пойдёт так и дальше, а оно пойдёт — потому что к 2020 году планируется охватить 36% детей, а к 2024 году почти 100% — то педагоги не просто перегорят на работе, они выдохнутся. Для проведения занятий нужны планы, презентации, наглядный и дидактический материал, да и конкурсы, по которым оценивают деятельность наставников, никто не отменял.

На всё это нужны время, силы, вдохновение. Смысл в том, чтобы ребёнку было интересно, он получил новые полезные знания, а не просто отсидел этот час. Говорим о качестве образования, и тут же сами себе противоречим. Это как раз тот случай, когда больше – не значит лучше.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Наталья Беспалова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияВчера, 18:46
ВСУ атаковали три населённых пункта Белгородской области
Материал
ОбществоВчера, 17:27
Платформа СВОИРОДНЫЕ.РФ для помощи участникам СВО начала свою работу
Материал
ОбществоВчера, 15:31
Вячеславу Гладкову представили концепцию создания Горинских агроклассов