Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:35, 27 марта 2019

Смотришь в книгу, видишь… Журналист задался вопросом о непонимании детьми прочитанного

Смотришь в книгу, видишь… Журналист задался вопросом о непонимании детьми прочитанногоФото: pixabay.com
  • Интервью

Об этом поговорила «Победа 31» с руководителями детского клуба «ОКстарт» Натальей Корниенко и Еленой Бессоновой.

На днях министр просвещения России Ольга Васильева заявила, что около четверти населения страны не владеет функциональным чтением, то есть не может осмыслить и пересказать только что прочитанное. А когда‑то мы были самой читающей нацией во всём мире.

При выполнении домашнего задания с первоклашкой мамы и папы не раз сталкивались с такой картиной: ребёнок, опознав несколько первых букв, пытается угадать конец слова. Он очень старается прочитать быстро и правильно, но сбивается, путается, делает большие паузы, возвращается назад, ставит неправильные ударения в словах, начинает повышать голос, стремясь компенсировать качество громкостью. Эти признаки – не повод для вашего недовольства, а сигнал о том, что ему необходима помощь. Если ситуацию пустить на самотёк, такой способ чтения закрепится, переучивать будет невероятно трудно.

Что мешает детям понимать смысл текста, можно ли это исправить? Об этом мы поговорим с руководителями детского клуба «ОКстарт» Натальей Корниенко и Еленой Бессоновой.

— Почему дети не могут осмыслить прочитанное?

Е.В. — На начальном этапе, если говорить о первом классе или о периоде, когда ребёнок только начинает читать, мы не ставим для него задачу осмысленного чтения. Он занят процессом слияния букв в слова. В процессе обучения чтению дети читают невнимательно, допускают ошибки и не понимают смысла. Например, коверкают слова, придумывают окончания, додумывают слова, получается, что прочитанный текст не складывается в одну картинку.

Н.Н. — Источник подобной неприятности – слишком высокий темп, навязанный ребёнку, большие нагрузки. Он торопится сделать всё побыстрее, упуская или искажая смысл. Педагоги и родители сталкиваются с таким явлением при выполнении заданий по математике. Ребёнок не может решить задачу не потому, что он не способен это сделать, а потому что он не прочитал внимательно её условие. Дело не в математике, а в том, что он не дочитал условия задачи.

— Раньше педагоги проверяли технику чтения, когда ученик должен был прочесть определённое количество слов за минуту. Что сейчас?

Е.В. — По ФГОСам сейчас нет такого требования. Существуют следующие нормы техники чтения: это чтение без ошибок, выразительность и осознанность. Однако педагоги ориентируют и детей, и родителей на скорость чтения. Это дополнительная мотивация. Но главное – правильность. При проверке техники чтения учитываются только те слова, которые были прочитаны правильно.

— В советской школе обязательно была такая форма как пересказ. Сейчас она существует?

Н.Н. — Сейчас достаточно задать несколько вопросов по содержанию текста, чтобы стало ясно, насколько ученик его понимает. Такая форма как пересказ тоже существует. Но это на усмотрение учителя.

— Как Вы относитесь к методике скорочтения?

Е.В. — Если говорить о начальной школе, то оно неприемлемо. Скорочтение предполагает знакомство с большими объёмами текста, например, в тысячу слов. В начальной школе мы добиваемся качественного чтения, чтобы каждое слово прочитывалось без ошибок. В скорочтении читают не вслух, а «про себя». Проговорить этот текст вслух нереально. Когда ребёнок научится хорошо читать, то можно использовать приёмы скорочтения. Такие как, перевёрнутый текст, анаграммы, чтение по «цепочке».

Н.Н. – Приёмы скорочтения могут быть успешно применены в старших классах. Скорочтение подходит больше для взрослых, овладевших качественным чтением. Это нужно для того, чтобы выхватить главную мысль, обобщить, а первоклашкам это не нужно. Для них детали имеют огромное значение и влияют на грамотность письма. 

— Какой носитель предпочтительнее для обучения чтению – бумажный или электронный?

Е.В. – Проблема не в носителях, а в видеоинформации. Одно дело прочитать книгу, неважно на каком носителе, бумажном или электронном, другое — посмотреть фильм. Ребёнок предпочтёт второй вариант.

Н.Н. — Сегодня детям простора для фантазии, домысливания просто нет. Он уже всё видел, ему ничего не интересно. При чтении нужно думать, домысливать. Для него чтение текста является «пресным», он не видит картинку, а представить что‑то новое в принципе не способен. Раньше дети играли, например, в больницу, и использовали в качестве предметов подручные средства. Обыкновенная палочка заменяла шприц, лист дерева – вату, трава – бинт и т. п. Сейчас же ребёнку с малых лет вкладывают в сознание готовые образы, поэтому у большинства детей отсутствует фантазия. Всё это влияет на развитие устной речи ребёнка. Ему сложно оформить свои мысли в связный текст.

— Что бы вы могли порекомендовать родителям, чтобы их дети читали более вдумчиво.

Н.Н. – Читать ребёнку книги и приучать слушать. Вместе с ним представлять, фантазировать, рассуждать, беседовать. Но надо начинать не тогда, когда он переступил порог 1 класса, а задолго до этого.

Е.В. — Самим родителям читать, культивировать и пропагандировать чтение. Завести семейный читательский дневник. Поначалу будет сложно, но потом дети и родители втянутся и приучатся читать систематически. Беседовать с детьми, обсуждать прочитанное, давать характеристики героям. В старшем возрасте ограничить использование гаджетов и организовать полезный досуг, связанный с активным образом жизни, творчеством, спортом.

Это было бы смешно, если б не было так грустно

Большинство текстов из учебников переполнено непонятными для детей понятиями. Составители обожают классические стихи и рассказы, пестрящие устаревшими словами или сельскохозяйственными терминами. На одной педагогической конференции прозвучал пример. В отрывке «Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая» школьники понимают два слова: «пушистые» и «летит». «Взрывая» – современные дети толкуют по‑своему. Они объясняют, что в этих строчках – описание воздушного боя, где летательный аппарат «кибитка» взорвал какие‑то вражеские «бразды», которые похожи на зверей — нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами. А ямщик сидит на обруче, с кожухом и лопатой в руках. Он же ямщик, значит, должен ямы копать. Бедный Пушкин! Знал бы он, к чему это приведёт.

Проблема не в том, что непонятым останется стихотворение. А в том, что маленький читатель привыкает к непониманию. Не понял – и ладно, проехали. Печальные последствия не заставят себя ждать. Условия задач по математике он будет читать с пятого на десятое, а в диктантах не станет уточнять, какое слово имеется в виду: «лук» или «луг». Значит, лишние ошибки гарантированы, даже если ребёнок знает правило и умеет его применять.

Куда медведь спрятался?

При любом удобном случае выясняйте, понял ли ребёнок прочитанное. Когда он читает вам, переспрашивайте, уточняйте: «Куда медведь спрятался, я не расслышал(а)?» – чтобы выяснить, понимает ли ребёнок прочитанное или все силы у него уходят на «озвучивание» написанного. Это довольно распространённая ошибка взрослых: они думают, что навык освоен, если малыш тараторит текст в «нужном» темпе. 

Выбирая способ достижения нужного уровня знаний, исходите из интересов дочки или сына, спрашивайте их мнение, не навязывайте своё видение ситуации, чтобы ваши благие намерения не привели к худшему результату: потере интереса и желания учиться, стра-хам и комплексам, советуют специалисты. И наберитесь терпения. Ссоры, нервная обстановка никогда не приносили хорошего результата.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×