Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 12 октября 2018

Как всё успеть? Журналист выяснила «плюсы» и «минусы» второй смены в школе

Как всё успеть? Журналист выяснила «плюсы» и «минусы» второй смены в школеФото: pixabay.com
  • Статья

Городские образовательные учреждения Яковлевского района первого сентября приняли учащихся, количество которых невозможно вместить в один поток.

Очень многим школьникам сейчас, как и десятки лет назад, приходится «грызть гранит науки» после обеда, то есть во вторую смену. И чаще всего это объясняется вовсе не желанием самих чад и их родителей, а необходимостью. Увы, острый дефицит школ, классов, учителей никуда не исчез, и реальность такова, что учебные заведения вынуждены прибегать к такой мере. Взять хотя бы наш район. По данным, которые мы получили в управлении образования, три городские школы проводят обучение детей как в первую, так и во вторую смены. Всего по городу во вторую смену обучается 420 человек. Детей набралось на небольшую школу. О необходимости строительства четвёртой школы газета «Победа» писала ещё несколько лет назад, когда только одна городская школа, первая, стала практиковать вторую смену. Ведь логично же предположить, что, если не хватает мест в дошкольных учреждениях, то совсем скоро на повестке дня станет актуальным вопрос о нехватке мест в школах. «Совсем скоро» наступило сегодня. О том, какие «плюсы» и «минусы» можно отметить в послеобеденном обучении, пойдёт речь в нашем материале.

Ждём 2025-го года

Ещё в 2015 году министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что в российских школах учится около 13 млн детей. По прогнозам экспертов, через десять лет эта цифра увеличится на 3 миллиона 600 тысяч человек. Минобрнауки подготовило программу содействия строительству новых мест в школах. Новая программа предусматривает, что к 2018 году все школы смогут отказаться от третьей смены, к 2021 году вся началка и выпускные классы перейдут исключительно на первую смену, а к 2025 году во всех школах страны исчезнет и вторая смена. В этом году президент страны также отметил, что обучение во вторую смену в российских школах должно быть полностью прекращено к 2025 году. Будем ждать.

Держались до последнего

Разумеется, вторую смену чаще всего воспринимают в штыки, ведь такой режим непривычен и далеко не всегда полезен для здоровья. Папы и мамы жалуются, что дети не успевают делать домашние задания, устают, не имеют возможности поиграть с друзьями, не могут посещать кружки и секции. Так ли это? Как построен учебный процесс в СОШ №2 города Строителя нам рассказала директор школы Алла Кононова.

Наша справка. В школе обучается 1 210 учеников, сформировано 47 классов-комплектов. В этом году набрано пять первых классов — 120 первоклашек. За лето прибыло 40 новых детей. В 2018–19 учебном году параллель 8-х классов переведена на обучение во вторую смену.

— Алла Викторовна, что стало основанием для перехода на обучение во вторую смену, и почему именно восьмые классы?

— Начну с того, что наша школа до этого учебного года не переходила на обучение во вторую смену. Это впервые в практике школы. В нынешнем учебном году увеличилась потребность в учебных кабинетах. Во‑первых, практически все классы делятся на группы для изучения иностранного языка, информатики. Во‑вторых, мы реализуем индивидуальные учебные планы в старшей школе. Два десятых класса поделены на шесть профильных групп. В‑третьих, в целях повышения качества образования было принято решение освободить специальные кабинеты химии и физики для всех классов, где изучаются эти предметы. В связи с этим, параллель 8-х классов переведена во вторую смену. При этом мы не тронули 9, 10 и 11-е классы, которые готовятся к итоговой аттестации. Восьмые классы – самые многочисленные. Их пять классов-комплектов в отличие от параллелей шестых и седьмых классов. Сразу освободилось пять кабинетов в первой смене.

— Какая проводилась работа с детьми и родителями, чтобы убедить их в необходимости этого перехода?

— Проводились и классные собрания, где информация была доведена до родителей, детей и им была объяснена причина перевода, и индивидуальные встречи с родителями. Мы постарались сделать всё от нас зависящее, чтобы учебный процесс восьмиклассников ничем не отличался от первой смены. Организован подвоз обучающихся второй смены. Они обеспечены двухразовым горячим питанием.

— Многие ребята занимаются в кружках, спортивных секциях. Как обстоят дела с внеурочной деятельностью учеников?

— Мы нашли понимание со стороны учреждений дополнительного образования. Нам, в основном, пошли навстречу и составили расписание так, чтобы дети смогли продолжить обучение в учреждениях допобразования.

— Наверняка Вы проводили опрос среди восьмиклассников по поводу их обучения во вторую смену. Как вообще восприняли дети этот переход?

 — По‑разному. У всех разные биоритмы, кому‑то хочется поспать подольше утром, кто‑то привык рано вставать. Очень многие дети рады второй смене, потому что они высыпаются и отдохнувшие приходят на занятия.

— А что касается расписания педагогов? Ведь им приходится работать в первую и во вторую смены.

— Многие педагоги время, освободившееся между сменами, используют рационально. Занимаются подготовкой к урокам, самоподготовкой, проверкой тетрадей и т. д. Мы постарались тем учителям, кто работает во вторую смену, освободить первую половину дня. Педагоги с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации.

Научиться командовать временем

Наверняка, среди ваших знакомых есть те, кто успевает всё: работать, заниматься спортом, отдыхать, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: в сутках для всех 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются.

«В этом году мой сын тоже стал заниматься во вторую смену. Сначала он никак не мог сориентироваться, что и когда ему делать. Но потом мы провели такой эксперимент: свой день он записал по минутам — что, когда и сколько делал. Мы проанализировали и сделали вывод, где можно сократить, а где — добавить времени. И теперь он живёт по режиму. На листе ватмана написали расписание. Теперь к нему прикрепляем стикеры-напоминалки. Это удобно. Что касается уроков, то поступаем так: после ужина он делает письменные задания на черновике, учит стихотворения, правила. А утром, уже без меня, всё переписывает набело, дочитывает, доучивает. Думаю, что вторая смена поможет стать ему более организованным, собранным. Поначалу его контролировала: собрал портфель, выключил плиту, закрыл квартиру, но потом перестала дёргать его звонками и сама дёргаться. Пусть учится самостоятельности», — рассказала мама одного из учеников Ирина Васильевна.

С другой стороны…

Учащиеся во вторую смену дети меньше болеют. Ведь они меньше контактируют с людьми. Улучшается дисциплина. Обусловлено это снижением числа опозданий. Уменьшается число травм и случаев потери вещей. Это связано с тем, что в школах во вторую смену обучается меньше детей, чем в первую, в коридорах на переменах становится свободнее. Однако детям не нравится учиться во вторую смену чаще всего потому, что не хватает времени погулять, посидеть за компьютером. Родителям же неудобно их встречать и провожать, они не могут контролировать процесс приготовления уроков. Да и есть опасность, что ребёнок остаётся один дома. Но, с другой стороны, ему нужно когда‑то учиться самостоятельности. Так что прежде чем возмущаться и искать одни «минусы», попробуйте на ситуацию посмотреть с другой стороны и найти «плюсы».

1
Comments (0)
Tree view
New
Popular
Compact
Quotes (0)
Context
Create your widget
About HyperComments
Log in
Closed discussion
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×