Порядок в голове – порядок в жизни. Именно этим жизненным принципом руководствуется заслуженный тренер РСФСР Валерий Рудов, методист спортшколы Яковлевского городского округа. Он старается передать и привить его юным спортсменам. Ведь для успешного выступления на соревнованиях нужно развивать не только физические данные, но и мышление, воображение, внимание, память. С незапамятных времён люди использовали ассоциации для организации запоминания и припоминания. Формирование соответствующих ассоциаций может существенно улучшить качество запоминания, а значит, и обучения.
Проблемы с памятью особенно актуальны на сегодняшний день. Наш мозг от переизбытка информации не развивается, а деградирует. За нас считают, запоминают, находят умные машины. В результате – нам сложно апеллировать цифрами в пределах десятка, не можем вспомнить фамилию классного руководителя, забываем про дни рождения друзей. Чтобы этого не произошло, мозг нуждается в постоянной тренировке. Игры на развитие и тренировку мозговой деятельности рекомендовал для знакомства Валерий Михайлович воспитанникам отделения дзюдо спортшколы. И если на первый взгляд они им показались простыми, то потом юным спортсменам пришлось поднапрячь своё серое вещество.
Казалось бы, ну какими свойствами обладают натуральные числа порядкового ряда? Оказалось, не всё так просто. Единственное число «9» в своей структуре включает весь ряд однозначных чисел – 1+8, 2+7, 3+6, 4+5 – все они равны 9. С этими числами Валерий Михайлович предложил поиграть ребятам. Ничего сложного, а многие запутались и не могли сложить, на первый взгляд, элементарные примеры.
Вот она – логика, которая напрочь отсутствует у сегодняшних «цифровых» детей. Им сложно было сложить «9» из предложенных на карточках чисел, но разных цветов и на время. А когда их попросили разложить числа, как в телефоне, столбиком по три в каждом ряду, некоторые даже не могли понять, чего от них хотят. К процессу развития у воспитанников воображения и памяти подключилась тренер отделения дзюдо спортшколы Людмила Лисицына.
Как у человека развита психика, мышление, интеллект – так он ведёт себя на уроках в школе, на тренировке в секции, дома, на улице, с друзьями. Как только ребята получили игровые карточки, то сразу же проявили свои характеры. Одни ссорились, другие встревали в процесс, третьи молча выполняли и были в числе лидеров.
«При преподавании математики в школе с самого начала учеников нужно приучать к убедительным рассуждениям при решении практических задач в обыденной жизни», — подчеркнул Валерий Рудов.
Что дают эти элементарные игры на развитие памяти и мышления? Они наглядно демонстрируют восприятие и внимание – необходимые компоненты для мышления. Умение логически мыслить поможет детям выбрать наилучший путь для достижения цели в любом виде спорта, будь то футбол, когда нужно вычислить какому игроку команды нужно дать пас либо просчитать траекторию полёта мяча. Или дзюдо, когда молниеносно следует принять решение и провести правильный захват, приём. Это помогает концентрироваться на соревнованиях, вырабатывается реакция.
Цикл занятий по теме: «Математика в постижении реальности» будет продолжен. Эти занятия помогут ребятам не только в школе, но и на тренировках. От правильного выбора будет зависеть их будущая спортивная карьера. Первый шаг на пути к порядку сделан.