Сбылась ваша заветная мечта – вы стали владельцем автомобиля. Первое, что придётся сделать, — поставить его на учёт в регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД, а проще – РЭО. Без этого не выдадут ни госномер, ни свидетельство о регистрации. На раскачку, а точнее — на сбор документов, уплату госпошлины и пр., даётся десять дней. Если номера транзитные – до двадцати. Решаем посмотреть на месте, насколько муторно и нервозно сегодня зарегистрировать своё авто.
К великому удивлению, стереотип, сложившийся много лет назад, удалось преодолеть. В РЭО нет уже ни толчеи, ни сомнительных граждан, оказывающих здесь же, в вестибюле «консультационные» услуги за ваши кровные, ни ушлых ребят, с которыми «можно договориться». Всё это, очевидно, ушло с лихими 90-ми в прошлое.
Обычный четверг, правда, по признанию начальника РЭО ГИБДД по Яковлевскому району майора Горошко, сегодня чуть спокойнее, чем в остальные дни. В этот день по графику — обмен водительских удостоверений. С небольшим интервалом из кабинета, где хозяйствует инспектор Татьяна Савина, выходят с улыбкой люди, демонстрируя новые «права». Татьяна Викторовна – сама располагающий к себе человек, способная разделить со своими посетителями радость официального вступления в «водительскую семью».
Что любопытно, изменилась и картина здешней публики: если раньше это были практически взрослые мужчины, то теперь резко расширился не только возраст получающих водительские удостоверения, сильную половину человечества здорово разбавили на дороге дамы, как состоявшиеся в жизни, так и совсем молоденькие. Рулить, видимо, стало модно. А ещё, лучше и доступнее стали машины, при отсутствии денег авто можно взять в кредит, многим автомобиль нужен для работы или бизнеса.
Андрей Александрович Горошко охотно показывает свои «владения». Вот новый, современный, по последнему слову оснащённый компьютерной техникой зал для приёма госэкзаменов. А вот кабинет, где инспекторы и вольнонаёмные сотрудники занимаются обработкой документов. Кстати, инспектор Александра Цуркан работает с самого образования РЭО в 1983 году, это, можно сказать, живая история организации. В обязанности Александры Трофимовны и её коллег входит внесение информации в базы данных ГИБДД, распечатка и выдача документов. А в соседнем кабинете приём ведёт госинспектор капитан полиции Евгений Валерьевич Щеблыкин.
«Представляете, какой колоссальный объём информации проходит через этих людей, — заметил Андрей Горошко, и на нашу удивлённую реплику, как всемером можно справляться с таким потоком (по сто и более операций в день), скромно добавляет, что и сам не стесняется сесть на приём, принять теоретическую или практическую часть у экзаменуемого, а не только осуществлять управленческие функции и контроль».
Порядок в учреждении во многом связан с внедрением электронных услуг. Через личный кабинет на сайте гос-услуг можно не только спланировать свой поход в ту или иную структуру, оперативно сдать документы (в РЭО на это уходит 15–20 минут), но и госпошлина обойдётся на треть дешевле. Как удобно: выбрал приемлемое для тебя время на портале госуслуг, особенно для жителей других районов, прибыл в РЭО к назначенному времени и получил требуемую услугу. В крайнем случае, непосредственно в офисе РЭО можно выбрать через терминал удобное время для посещения. Что ещё немаловажно: получить водительское удостоверение по замене теперь можно через МФЦ.
Проще в целом стало сдать теоретическую и практическую части экзамена при получении водительских удостоверений. Сдача «теории» проходит в онлайн-режиме в Федеральной информационной системе ГИБДД, в которую при всём желании не вмешаешься. А при сдаче «практики» в салоне авто за процессом наблюдают четыре видеорегистратора.
Уровень тех, кто приходит за «правами», признают в РЭО, стал заметно выше. Одна из причин – обучать стали качественнее. Случайные участники рынка подготовки водителей ушли, не выдержав конкуренции и жёсткого контроля, а те, кто остался, в частности, в нашем районе, давно на практике доказали свою состоятельность и умение хорошо готовить претендентов. Вторая существенная причина – обучение стоит немалых денег, и просто так их тратить сегодня мало кто желает: если учиться – то наверняка, чтобы гарантированно сдать потом на «права».
Небольшой слаженный коллектив яковлевского РЭО «закрывает» семь районов нашей зоны в экзаменационной деятельности и пять — по регистрационной услуге. Освоить такие объёмы, в самом деле, непросто. И если бы не чёткая организация работы, строгий контроль и электронный документооборот – трудно представить, как это получалось бы.
Уже на выходе мы обратили внимание на устроенный пандус и кнопку вызова инспектора РЭО для маломобильных групп населения. На дворе 21-й век, и сегодня владеют автомобилями немало людей с ограниченными возможностями здоровья. В яковлевском РЭО побеспокоились и об этой категории населения. Как, впрочем, и обо всех нас, настоящих и потенциальных водителях.