Наша справка: Артём Бердниченко — выпускник второй школы города Строителя, учитель математики этого же образовательного учреждения, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2020» в номинации «Педагогический дебют».
— Что повлияло на Ваш выбор профессии?
— Хочу начать с того, что по специальности я физик с правом преподавания математики, на данный момент обучаюсь в магистратуре БелГУ по направлению «медицинская физика». На мой выбор профессии повлияли два замечательных педагога в школе – это Лидия Ивановна Худокормова, учитель математики, и Галина Михайловна Симакова, учитель физики. Тем более, педагогическое образование сейчас ценится. Те, кто получают профессию учителя, добиваются успешного продвижения по карьерной лестнице в других сферах, не связанных с педагогикой. Потому что учителя – это специалисты, которые умеют работать с людьми. Я второй год в этой профессии.
— Кто стал Вашими наставниками?
— В первую очередь Наталья Николаевна Наумова. Она вела у меня уроки математики с 5 по 9-й класс, когда я учился в школе, а когда пришёл работать, многое дала в методическом плане. Также моим наставником является весь педагогический коллектив. Почерпнуть новые методические приёмы я могу у других педагогов.
— Сегодняшние дети – они какие?
— Другие. Сегодняшние дети на голову выше нас в информационном плане. Поэтому стремлюсь не отставать. Авторитет с детьми у меня выстраивается на доверии. Нужно заинтересовать детей предметом. Это возможно только в том случае, если тебе самому интересна работа. Основа успешной коммуникации строится на уважении, такте и выдержке. Соблюдая это, можно выстраивать взаимоотношения в коллективе.
— Чем удаётся заинтересовать детей?
— Собственным примером. Дети это тонко чувствуют. В работе учителя считаю, нужно уметь отвечать на вопросы ребят. Причём, не просто отмахнуться, а привести доводы, которые бы заставили его задуматься. Например, меня спрашивает ученик, зачем, мол, ему нужна математика. Я объясняю, что на занятиях спортом гантели выступают в качестве инструмента для развития физической формы, формирования тела, а математика точно также влияет на умственные способности. Человек учится логически размышлять, анализировать, сопоставлять.
— Какие Вы хотели бы отметить «плюсы» и «минусы» конкурса?
— Участие в конкурсе – это хорошая школа. На региональном этапе принимало участие 42 педагога, из них – 20 молодые специалисты. Сначала мы преодолевали заочный этап конкурса. Каждый представил свой сайт, методические разработки уроков, писал эссе, давал урок и внеурочное мероприятие. За 35 минут мне предстояло дать новый материал чужим детям, расположить их, установить контакт и получить результат. Это было непросто.
Огромный плюс в том, что все уроки записывались, и при просмотре можно было самому увидеть, где какие недочёты. Считаю, сколько бы человек ни проработал в школе, идеального урока не получится. Зато на внеурочном мероприятии мы с детьми рассуждали на тему: «Легко ли быть взрослым?»
В очный тур конкурса прошло пять лауреатов, и я в том числе. Нам предстояло публичное выступление и образовательный проект. В публичном выступлении выбрал острую педагогическую проблему – «эйджизм», это дискриминация по возрасту. Конкурс «Учитель года» — это проверка со всех сторон, смогу ли я преодолеть все сложности, справиться с эмоциями и показать, что умею.
— Какие качества воспитываете в детях?
— Уважение, причём, не только к учителю, но и к своему окружению, и умение работать в команде. На сегодняшний день очень востребовано проектное управление, и, если ребёнок в школе не научится работать в команде, потом ему будет сложно. В группе дети учатся думать, рассуждать, спорить, анализировать. Именно в споре рождается истина, а задача учителя — чтобы спор не перерос в конфликт.
— Есть ли у Вас любимчики?
— Нет, просто с одними детьми работать проще, с другими – труднее. Главное, нужно понять, что дети тоже имеют право на ошибку и их жизнь не заканчивается только школой. Научить их учиться, познавать новое – в этом вижу свою цель как педагог. Не задавить ребёнка учёбой, заданиями, экзаменами, а научить его правильно распределять своё время, чтобы на всё хватило.
— Кто Вас поддерживал во время конкурса?
— Мой родной педагогический коллектив, методическое объединение математиков, администрация школы, ученики и огромную методическую помощь мне оказывало управление образования в лице Ирины Борис, Галины Ореховой. Всем – огромная благодарность.
— Какой самый оригинальный подарок получили от детей?
— Трепетно отношусь ко всем подаркам, которые мне дарят дети: к письмам, поделкам. Это так мило.
— Что бы Вы хотели пожелать детям и себе?
— Детям желаю не бояться задавать вопросы и учиться искать на них ответы. А себе – не разочароваться в профессии и оставаться честным с детьми.