Начало истории читайте на сайте сетевого издания «Победа 31».
Подъезжая к белорусской границе, рассчитывали, что тут уж нас проверят по полной программе. Как бы не так! Проскочили с ветерком: ни паспортов, ни традиционного «что везёте?». Зато обратили внимание, как на въездной полосе российские пограничники ревностно открывают паспорта каждого, просят открыть багажники (на обратном пути та же процедура коснётся и нас). Бдительность никто не отменял!
Только въезжаешь в Белоруссию, и тут же обращаешь внимание на «их» дороги: гладкие, обочины выбриты, через определённое расстояние – стоянки с мусорными контейнерами, «грибками» для отдыха и перекуса, а кое‑где даже платные душевые.
Кстати, о мусоре. Его или регулярно убирают, или просто воспитанный народ. Впрочем, потом мы пару раз натолкнёмся на баннер с забавным текстом: «Прежде чем бросить мусор, хрюкни!». Значит, как и везде, бескультурья хватает…
Везде на трассе предупреждающие знаки: вас снимает камера. Но ни камер, ни дорожных полицейских мы, доехав до Бреста и обратно, увы, не увидели. Видимо, дисциплинирует даже банальное предупреждение.
Первым пунктом в Белоруссии стал город Могилёв. Пару часов побродить по незнакомому городу, сделать фото, обменять валюту (мы это без проблем сделали в местном сельхозбанке – курс: почти 32 рубля за один белорусский рубль). Приятно было пройтись по чистым улицам (но лица людей столь же угрюмы, как и на наших, российских, за исключением разве что молодых). Добрели до Могилёвской ратуши, постояли на площади звёзд, сверху полюбовались видом сверху на город и величественный Днепр.
К слову, о людях. В целом, и в банке, и в магазине попадались приветливые люди. А в салоне сотовой связи, где мы покупали местную сим-карту, милые девушки, узнав, что из России, даже долго объясняли, какой тариф лучше предпочесть, чтобы сэкономить на связи. И в маленькой камерной кафешке, где мы присели на несколько минут и выпили по чашке кофе (обошлось очень недорого!), бармен быстро и вежливо обслужила сразу восемь человек.
Но такое приветливое отношение попадалось нам потом, к сожалению, не везде. Далеко за примером ходить не надо. Один из членов нашей делегации, оторвавшись от группы, заблудился. С собой не оказалось ни паспорта, ни мобильного телефона, даже не мог вспомнить, на какой улице отстаивался наш микроавтобус. Мы, естественно, разбились на группы и в разные стороны пошли искать. Неизвестно, долго ли мы искали своего товарища, но он позвонил с неизвестного номера, помня на память номер одного из нас. Первый встречный, к которому он обратился на улице, дал свой телефон для звонка, но потом вылепил: «Окажись я в вашей стране, никто ни за что не дал бы мне позвонить…»
Потом таких язвительных подчёркиваний, мол, вы в Белоруссии, а не в России – можете не опасаться, мы услышим не раз. Даже тогда, когда не пожелаем оставлять в отелях свои паспорта на ночь, чтобы администратор, не торопясь, оформил нас. Так и хотелось вымолвить: можно подумать, у вас за ночь нельзя кредит оформить в банке по чужому паспорту! Так или иначе, спорить не стали, выжидали терпеливо все формальности.
При наличии времени можно было бы, конечно, посетить и известный мемориальный комплекс «Буйничское поле». Комплекс вырос там, где в начальный период Великой Отечественной войны происходили ожесточённые бои. Именно их описывает в своём романе «Живые и мёртвые» Константин Симонов. Второй объект, заслуживающий внимания, — это Белорусская этнографическая деревня. Но мы не задерживаемся, сроки командировки сжаты. Нас ждёт Минск.