Белгородские учёные исследовали особенности деформации и разрушения сплавов для авиастроения. Результаты поддержанного грантом РНФ исследования, которое провели в НИУ «БелГУ», показали, что из-за нагрева и длительного нагружения жаропрочных сплавов происходит слияние пластин, отвечающих за сопротивление разрушению и деформации.
Жаропрочные сплавы на основе алюминия широко используются в конструкциях современных самолётов. Руководитель проекта, старший научный сотрудник лаборатории механических свойств наноструктурных и жаропрочных материалов НИУ «БелГУ» Марат Газизов, рассказал, что такие сплавы должны одновременно выдерживать большие нагрузки и высокую температуру в течение длительного времени.
Сегодня, чтобы добиться этого, разрабатываются уникальные жаропрочные алюминиевые сплавы, содержащие медь, магний и серебро, а также режимы их термической обработки.
«В данной работе мы исследовали поведение интерметаллидных частиц при высокотемпературном нагружении. Казалось бы, чем крупнее частицы, придающие прочность сплаву, и чем больше их объёмная доля, тем выше должна быть прочность материала. Однако на практике всё иначе. Поскольку мелкие пластины исчезают, сливаясь с более крупными, общее количество или частота расположения таких опорных конструкций значительно уменьшается. Как следствие, для движения дислокаций, как основном механизме пластической деформации металлических материалов, остаётся меньше барьеров, и алюминиевый сплав разрушается быстрее и при меньших нагрузках», – пояснил Марат Газизов.
В дальнейшем белгородские учёные планируют продолжить работу в данном направлении и добиться улучшения прочности и пластичности алюминиевых сплавов других составов, информирует пресс-служба Белгородского госуниверситета.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.