В газете «Победа» №13 прочитала материал «Если б не было школ», где поднимался вопрос: «Почему дети не хотят учиться?» Имея за плечами богатый педагогический опыт и стаж работы в школе (а он составляет более 30 лет) хочу выразить своё мнение по данной проблеме.
Мы живём в эпоху, когда наука и технология стали новой религией, путём к спасению. Стремясь познать всё и понять собственную природу, мы используем методы и процедуры, совсем недопустимые в общении между людьми. В результате отошли от собственной человечности. Ирония судьбы заключается в том, что, хотя мы морально-этическое воспитание ребёнка ставим во главу угла – учим мы детей подобным материям всё меньше и меньше.
Я, как учитель иностранного языка, в силу своего предмета, всегда интересуюсь зарубежным опытом преподавания. Что же могу сказать? Молодцы зарубежные коллеги! Взяли лучшие наработки из нашего советского образования, прибавили жёсткую дисциплину и контроль, сделали прослойку из мультимедийных технологий и обучают своё подрастающее поколение. Это я о сингапурской системе образования, которая строится на коммуникативности и сотрудничестве, плюс заданный алгоритм. А что же в нашей российской школе?
Наше образование было лучшим в мире, теперь мы не входим даже в двадцатку ведущих систем образования в мировом рейтинге. Горько сознавать и говорить об этом. Меня как учителя, преподающего иностранный язык, сдававшего в своё время вступительный экзамен по иностранному языку, поражает фейковая ситуация с поступлением на факультет иностранных языков сейчас.
Чтобы стать учителем английского языка, этот предмет сдавать не надо, необходимо сдать обществознание. Оговорюсь, можно сдавать иностранный язык, но дети в большинстве своём выбирают обществознание. В это трудно поверить, но это так. Как тут не вспомнить великую Раневскую: «Мозги – не брови, их не нарисуешь!»
Кому пришло в голову сдавать иностранный язык в школе два дня? Как вы думаете, дети в восторге? Почему бы не убрать аудирование? Надо дать 20 фиксированных тем для говорения, как было раньше, точный алгоритм написания личного письма и предоставить весь материал в открытом доступе для учащихся, учителей, родителей задолго до экзамена, чтобы все знали, что от них требуют.
Экзамен должен сдаваться в один день. Другими словами, создать базу для экзамена на элементарном уровне. Как учитель прошу, у кого есть здравый смысл – прислушайтесь! Экзамены — полезная и необходимая вещь. Но тот же ЕГЭ нужно пересмотреть. Дети не должны его бояться. Госэкзамен необходимо переформатировать, особенно по иностранному языку: создать базовый и профильный уровень. Хочу заметить, такая система сдачи выпускных экзаменов по иностранному языку существует в Германии: FIT I — базовый уровень, включает четыре вида речевой деятельности, продолжительность 60 минут, и продвинутый уровень — FIT II.
Может, кто‑нибудь из высших чинов снизойдёт до того, чтобы посоветоваться с учителем, а не с менеджером-управленцем. Похоже, идея ужесточения всего и вся уже вырвалась за пределы здравого смысла. Известно, только 10% студентов учатся, чтобы освоить профессию. Для остальных вузы нужны для социализации. Почему же наше будущее, наша школа зависит от росчерка пера нескольких человек?
Снова вернусь к началу разговора. Специалисты из Сингапура, создавая свою систему, взяли лучшее, что было в России, и пропустили через призму своего образования. Главное — коллективное или кооперативное обучение, система Выготского и Макаренко. Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует выучить, заключается в непривычном для российской школы слове «партнёр».
«Партнёр по лицу» — это тот, кто сидит напротив тебя. «Партнёр по плечу» — тот, кто сидит рядом. Структуры этой методики помогают раскрепостить детей, вовлечь в работу всех. Будут ли знания, полученные на таких уроках, соответствовать федеральным стандартам? Я думаю, сингапурская методика, а точнее сказать — наша забытая система Макаренко о «близкой и дальней перспективе», позволяет полностью соблюсти ФГОС.
Как видите, всё лучшее пришло в мировую педагогическую науку от нас, от русских. Если мы хотим сохранить образовательный и культурный код страны, мы должны поменять содержание и структуру экзаменационного поля.
Знаете, когда ты учился в прекрасной школе, где получил хорошие академические знания, затем система высшего образования позволила их расширить, дала профессиональную составляющую к ним, то, наблюдая за сегодняшним образовательным процессом, хочется закатать рукава, выбросить все многотомные циркуляры и распоряжения, посадить всех за парты и дать сочинение на тему «Моя любимая школа». Так может быть, Всероссийское сочинение поможет нам освободиться от тех, кто не любит нашу школу, кто не помнит свою первую учительницу и одноклассников. Верните здравый смысл в обучение детей!
Светлана Маслова, учитель иностранного языка томаровской школы №1