В последние дни сентября в Сочи традиционно проходил Форум современной журналистики «Вся Россия-2020», собравший более 900 представителей СМИ из разных уголков нашей страны. Закрывая форум, председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв отметил, что даже в условиях ограничений, связанных с пандемией, на всех мероприятиях (а их было несколько десятков) шла плодотворная и эффективная работа.
Белгородская делегация постаралась побывать на многих из них. О том, как СМИ жили в период изоляции, и что делать после пандемии, говорили на форуме современной журналистики «Вся Россия-2020».
Каждое утро всю журналистскую братию пропускали через санитарный кордон, измеряя температуру и повергая обработке руки, выдавая защитные маски. Но важнее этого теста оказался тест на выживаемость, в который вовлечена вся большая и малая пресса. И об этом вели речь со всех трибун фестиваля.
«Пресса обеднела, но выжила. Всё не так страшно, как мы видели в апреле. Пандемия показала, что появились новые правила жизни для прессы. Первое — издание должно быть плотным, чтобы люди понимали, за что они платят деньги. Сегодня во многих изданиях страдает качество иллюстраций. Многие пытаются присутствовать во всех социальных сетях, а штата для этого не хватает, в итоге страдает наполнение. Второе правило – интерактив. Читатель хочет видеть себя! К сожалению, обратная связь, которая ранее существовала в газетах, во многих просто утеряна», — отметил секретарь СЖР Владимир Касютин.
Как показала работа большинства редакций, пандемия заставила пересмотреть многие тематические и организационные направления изданий.
Среди «лайфхаков» региональных изданий по выживанию в кризис – организация новых способов доставки, включая собственную, через магазины и развоз газет по предприятиям, подписка за сбор макулатуры, оптимизация штата и привлечение молодых кадров. Практически все спикеры отметили рост интереса к социальным сетям, которые стали, в том числе, новой площадкой для поиска рекламодателей.
Введение целого ряда ограничений, приведших к падению рекламного рынка, поставили многие СМИ в крайне тяжёлые условия. Банкротства удалось избежать лишь благодаря активным действиям Союза журналистов России и Министерства цифрового развития России, которые инициировали включение отрасли в число наиболее пострадавших.
В результате адресную помощь получили около 30 тыс. средств массовой информации, среди них – 15 тыс. печатных изданий, около 7 тыс. вещателей, примерно 7 тыс. информационных агентств и предприятий полиграфии. Исключением в данном случае стали СМИ, имеющие государственную поддержку, что составило не больше одного процента от числа обратившихся. Год для индустрии в целом идёт с минусом, отмечалось на встрече, но это падение примерно в два раза меньше, чем предполагалось вначале.
Есть у пандемии и положительные результаты. Большинство региональных СМИ сумели не только сохранить объём своей аудитории, но и увеличить его. Люди хотят знать, что происходит в их крае и городе, и самым главным источником информации для них были и остаются региональные СМИ. Ещё одним положительным итогом можно назвать уверенный рост доверия ко всем официальным средствам массовой информации, которые распространяют достоверные материалы и активно борются с фейками.
Возможна ли в России платная подписка на цифровые версии печатных изданий и как её организовать? Своим опытом с коллегами поделился генеральный директор издательского дома «Свободная пресса» из Воронежа Юрий Таранцов.
«Флагманом нашего издательского дома является газета «Моё». В 2008 году её тираж достигал 117 000 экземпляров, сейчас 35 000. Естественно, приходится задумываться о том, где брать деньги. Мы пошли по пути наших коллег из Норвегии, сделали платную подписку. В том, что в России кто‑то вообще будет платно подписываться на электронную газету и читать её – не верилось. Но за год работы у нас уже более тысячи подписчиков. За полгода это принесло нам более 200 тыс. рублей», — рассказал Юрий Таранцов.
Схема организации платной подписки на опыте издательства из Воронежа выглядит так: сайт издания, привлечение подписчиков через социальные сети, их авторизация и регистрация. Самое главное – аналитика, для сбора данных специалисты издательского дома создали специальную программу.
«Я всегда просил «Почту России» — покажите мне наших подписчиков. Цифровая подписка даёт возможность это сделать. Можно видеть с какого устройства они читают, какие материалы, темы и так далее. Также мы расширили свою аудиторию, если для печатных газет это люди в основном после 60-ти лет, то для цифровой подписки – от 25-ти до 44», — пояснил Юрий Таранцов.
Стоит отметить, что пока платная подписка на цифровые издания газет для нашей страны – новинка, зарубежные издания уже давно используют такой механизм. Так количество платных подписчиков в польских городских газетах достигает до 200 тыс. читателей. А доходы от платной цифровой подписки начинают превышать рекламные бюджеты. Как ни крути, и в эпоху падения и нам тоже придётся следовать по этому пути.
С нарушениями прав журналиста тоже нужно бороться, говорилось на Форуме, но делать это нужно законными методами. Нередко встречаются ситуации, когда чиновники отказывают журналисту в доступе к информации или присылают отписки. Главное в этой ситуации — проявлять настойчивость и уверенно добиваться своей цели.
Как заявил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв, сейчас СЖР работает над созданием отдельного Интернет-ресурса, задача которого — бороться за соблюдение законов, прав представителей СМИ и фиксировать все случаи их нарушения. Отстаивать честь и достоинство журналистов нужно всем профессиональным сообществом.
Семь смертных грехов редакции. Это о чём, спросите вы. Примерно такое же удивление поначалу было нарисовано и на наших лицах. Главный редактор сообщества «Лентач» Тарас Сычёв выстроил свою презентацию в узнаваемой и свойственной сообществу манере: на базе знаменитой картины Босха «Семь смертных грехов и четыре последних дела» он объяснил участникам Форума современной журналистики, чего категорически следует избегать при работе с контентом, а чему обязательно стоит уделять внимание.
Непростительными ошибками («смертными грехами») редакции Сычёв назвал такие:
Гнев – при котором редактор рискует потерять объективность и вместо новости выдать собственные эмоции.
Лень – не даст возможности получать высокие результаты. Тарас порекомендовал не лениться, и делать выбор в пользу качественного контента, даже если это потребует в несколько раз больше времени.
Гордыня – «поможет» упустить что‑то важное и действительно интересное – к каждому источнику информации следует относиться серьёзно.
Чревоугодие Сычёв заменил «словоугодием», объяснив, что необходимо понимать разницу между информационным порталом и соцсетями. Если в газете читатель готов воспринять лонгрид, то в соцсетях он рассчитывает получить максимум информации за минимум времени.
Зависть – конечно, не в буквальном смысле. Но отказываться публиковать что‑то по причине «это уже было» или «другие уже написали» — не стоит.
«Помните о том, что это вы, как журналист или редактор, мониторите сразу несколько новостных лент. А в числе ваших подписчиков могут быть люди, подписанные только на вас. Они не читают все информагентства – им некогда и незачем. Они привыкли узнавать новости от вас. Так что даже если «это уже написали другие», а у вас ещё ни слова не было – пишите! Но не забывайте об оперативности», — сказал главный редактор сообщества «Лентач» Тарас Сычёв.
Шестым смертным грехом редакции спикер назвал Алчность – опять же в переносном смысле. Порекомендовал в погоне за хайпом не попадаться на кликбейты и обязательно проверять информацию.
Паника. В любой редакции бывают дни, когда спокойный рабочий процесс рушит одна срочная новость. К работе в таком случае нужно подходить с холодной головой, продолжить работу над основным контентом, но при этом помнить главное правило breaking news: это нужно было выдать 5 минут назад.
Говоря о современном контенте, главный редактор «Лентача» обозначил такие важные критерии, как краткость, достоверность, доступность и максимальная оперативность.
На Форуме современной журналистики, как водится, подводили итоги нескольких Всероссийских конкурсов. Самый, пожалуй, престижный из них – «На лучшее журналистское произведение». На конкурс со всей страны было прислано более 600 работ.
Приятно, что в числе пары десятков дипломантов солидной профессиональной награды удостоился и главный редактор «Победы» Олег Размоскин, за свои публикации «Транзитная зона» и «Топим атмосферу».