В последнее время жители планеты ежедневно следят за новостями СМИ как за сводками с фронта. Незримая война с коварнейшим и опаснейшим для жизни человека вирусом вынуждает людей круто изменить свой привычный образ жизни на неопределённое время. И это трудно сделать, когда пришла весна и с ней казавшиеся незыблемыми дела наши насущные: огородничество, празднование святых религиозных праздников, уборка могил умерших родственников.
Мы решили узнать, отказались ли жители Яковлевского городского округа от необходимости делать свои дела земные в связи с режимом самоизоляции.
На двух кладбищах города всё как обычно бывает по весне. Люди прибирают могилки, украшая их цветами. Правда, друг с другом стараются держать дистанцию. Произвольно или непроизвольно, трудно сказать. Но, как говорится, капля камень точит, и в сознании большинства людей к концу второй недели «великого сидения» по домам под влиянием всех СМИ, соцсетей, Интернета сформировалось убеждение, что так безопаснее. Не наблюдалось и тех, кому вменено в обязанность проводить разъяснительную работу с гражданами, обязанными находиться дома.
Хозяйка ритуальной службы, что при новом кладбище, Наталья Трифонова нам пояснила, что никаких требований по закрытию кладбищ ни от властей, ни от Роспотребнадзора не поступало, потому вход на них свободный. По её словам, работники ритуальной службы так же исполняют все требования по безопасности: работают в масках, проводят дезинфекцию автомобиля, кладбищенского храма.
Обработку проводят раствором «Белизны», иконы протирают спиртом. Участники похорон тоже надевают маски во время отпевания и даже сами протирают те места, к которым прикасаются во время службы. Наталья Трифонова подчеркнула, что провожающих в последний путь стало процентов на 70 меньше.
Наши коллеги с «Бел.ру» выяснили в Белгородской и Старооскольской епархии, что никаких ограничений или запретов на проведение погребальных обрядов с приходом коронавируса в регионе нет. По мнению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, стремительное распространение коронавирусной инфекции происходит из‑за слабого иммунитета, который становится таким из‑за стресса и страха. Поэтому, считает он, сознание необходимо просто переключить.
Там же пояснили, что храмы, так же как и раньше, открыты для людей. В чём мы и убедились, посетив храм Новомученников и Исповедников Белгородских в городе Строителе в Вербное воскресенье. Количество верующих, посетивших службу, было таким, что говорить о соблюдении рекомендованной во имя безопасности людей дистанции в полтора-два метра и речи не могло быть.
За исключением нескольких человек, все были без масок, в том числе и дети, коих было немало и всех возрастов. Возник вопрос, а есть ли у прихожан, включая и пастырей Божьих, уверенность, что в храм не пришёл человек, являющийся носителем страшного вируса COVID-19 и, возможно, сам не подозревающий об этом?
Как‑то не по себе стало от этой мысли. Тем более, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл настоятельно рекомендовал всем молиться по примеру Марии Египетской вне храма, дома, и сам проводил богослужение в закрытом для паствы храме.
Могут возразить, что Москва подверглась самой сильной атаке вирусом. Да, в нашем округе на тот день не было обнаружено ни одного случая заболевания. Но, согласитесь, это не гарантия безопасности во время полыхающей в России в условиях свободной миграции людей эпидемии, пик которой ещё не пройден.
Как пояснила нам та же Наталья Трифонова, пасхальное богослужение в кладбищенском храме отменено. А вот в расписании работы городского храма на ближайшую неделю, размещённом «ВКонтакте», оно заявлено, и все знают, при каком количестве верующих обычно проходит служба – яблоку негде упасть.
В СМИ была информация о том, как в Брянске коронавирусом заразились 89 прихожан церкви. По предварительным данным, источником заболевания стала семья, которая вернулась из Испании и нарушила режим самоизоляции. На мать и сына завели уголовное дело. Не хотелось бы, чтобы подобное произошло с яковлевцами, для которых вера в Отца небесного – святое дело их души и совести.
Все мы должны хорошо понимать, что послабления в режиме изоляции, сделанные властями для стабилизации экономической ситуации, не исключают соблюдения всех мер безопасности, которые направлены на подавление эпидемии. Жёсткие требования введены только с одной целью – сохранить наши жизни и минимизировать последствия эпидемии для нашего будущего и будущего наших детей. Почему мы этому противимся?