Начиная с 15 марта 1994 года в Российской Федерации отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечёт за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов. В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»).
Общество потребления незаметно превратилось в общество гиперпотребления. Мы забиваем шкафы одеждой, а холодильники — едой. Не закрываем кран при мытье посуды и чистке зубов. Сидим с включённым светом дни напролёт. Регулируем комнатную температуру зимой с помощью форточки. С лёгкостью выбрасываем ненужные вещи и бесконечно покупаем новые.
Ещё недавно большинство людей на планете не имели доступа к ресурсам, необходимым для удовлетворения насущных потребностей. Природные ресурсы ограничены, но за последние несколько десятилетий мы наблюдаем рост их использования для совершенно банальных нужд. Простой пример: добыча сланцевого газа происходит в сложных условиях с большими экологическими рисками, но тратят его в основном на производство одноразового пластика, потому что этот материал удобен.
Модели поведения часто навязаны, а покупка одноразовых вещей – неосознанный выбор человека. Вы идёте в булочную и берёте хлеб, запакованный в полиэтиленовый пакет, потому что другого нет, или покупаете кофе – вам его дают в пластиковом стаканчике, а не в чашке. Один из универсальных советов для тех, кто хочет стать рациональным потребителем: пытаться избегать одноразовых товаров.
Отходы – это одна из важнейших проблем загрязнения природы. Треть продуктов по всему миру становится отходами. Что‑то мы не доели, что‑то испортилось, огромная часть съедобных товаров выбрасывается на уровне гипермаркетов и магазинов. Отчасти это происходит потому, что рекламой формируется мода на то, что, например, яблоко или банан должны выглядеть идеально. Недостаточно красивые продукты попадают в отходы. Это происходит на фоне того, что во многих странах еда – чрезвычайно ценный ресурс, которого не хватает.
В современном обществе право выбора — купить или не купить – реальная возможность для человека на что‑то влиять. Например, приобретая местные продукты, вы сокращаете транспортный след. Чем меньше дистанция от места производства до магазина или рынка, тем фрукты и овощи полезнее: продавцу не нужно использовать большое количество консервантов для хранения или собирать плоды незрелыми, чтобы в дороге они не испортились.
Всегда важен пример в семье. Мы можем проводить занятия в детских садах и школах, но в первую очередь ребёнок всегда смотрит на родителей. Если взрослые каждый день пьют кофе из одноразовых стаканов, выбрасывают еду и не беспокоятся о проблемах экологии, скорее всего, дети тоже не станут об этом задумываться.
Есть такая фраза: мы не получили землю в наследство, а взяли её взаймы у наших детей. Будущим поколениям точно так же, как и нам, придётся жить на этой планете, только в гораздо худших условиях из‑за наших потребительских привычек.
Ответственное потребление начинается с отказа от ненужного, того, что захламляет и разбалансирует жизнь, отвлекает внимание от важного и нужного. Потребляя осознанно, мы: заботимся о своём здоровье; экономим время и средства; поддерживаем чистоту и порядок в доме; живём в гармонии с природой; перестаём искать счастье в обладании материальными предметами; обретаем понимание того, что самые важные на свете вещи — совсем не вещи.
Надежда Хаецкая, главный врач филиала Центра гигиены и эпидемиологии в Белгородской области в ЯГО