Вновь наши законодатели задумали благое дело на благо, уж извините за тавтологию, жителей страны. Думский комитет по промышленности предложил запретить эксплуатацию транспортных средств, «достигших предельного срока эксплуатации».
По данным ГИБДД, из 60,5 млн транспортных средств в России 10 млн старше десяти лет, 20,9 млн старше 15 лет. Насколько старше – лучше не уточнять. Тем более что сегодня возрастных ограничений на законодательном уровне нет. Единственное ограничение касается школьных автобусов. Они должны быть младше 10 лет, но эта норма вступает в силу в 2020 году. Стоит сказать, что в этот раз инициатор – супруга президента КамАЗа. Понятно, семья не останется внакладе, если предельный возраст коммерческого транспорта ограничится 7–15 годами.
С одной стороны, инициатива замечательная. Кто же будет спорить, что обновление автопарка пойдёт только на пользу. Ведь улучшится и экологическая обстановка в городах, повысится безопасность на дорогах. Но с другой стороны, жители нашей страны используют для поездок раритетные «Жигули» и «Волги» не от хорошей жизни, ведь те и ремонтируются долго, и топлива «жрут» немерено, а от того, что средств на приобретение новых попросту нет.
Для думских депутатов старые авто – утиль-сырьё, а для огромной части сельских, да и городских пенсионеров, людей с низким доходом они остались средством передвижения. Депутаты даже представить не могут, что запрет езды на частных авто старше 20 лет лишит сотни тысяч семей их единственного дохода. В это сложно поверить тем, у кого «бисер мелкий». Многие селяне торгуют молоком, творогом, сметанкой, мёдом, овощами, ягодами-фруктами, произведёнными на личном подворье. Как они ни стараются – на новое авто не получается заработать, потому что надо детей учить, крышу латать, инвентарь и технику обновлять.
Кроме того, есть даже в нашем городском округе населённые пункты, куда автобусы заглядывают редко, а то вообще не ходят. Этим людям что делать? Как за продуктами ездить, в поликлинику, в аптеку? А как обойдутся без «скрипучего» «Жигулёнка» дачники и садоводы? Придётся тогда бросить и огород, и сад. Ведь на своём горбу плоды труда не унесёшь. Ладно частники, а предприятия коммунального хозяйства? Чем они будут дороги убирать, если всю технику, которая у них стоит на балансе, придётся отправить на металлолом.
Что уж говорить про сельскохозяйственную технику. Хорошо в нашей области она периодически обновляется. Крупные агрохолдинги в этом заинтересованы и могут себе это позволить. Но в целом по стране на старой технике держится весь наш прославленный АПК. Да чего греха таить, и нашим фермерам не по зубам «John Deere».
Может, прежде чем запрещать, нашим депутатам лучше подумать о качестве отечественного автопрома, о том, чтобы он стал доступным для всех, о программах, которые бы реально помогали сельским жителям. Срубить сук, на котором сидят миллионы жителей страны, куда легче, чем посадить новое дерево.