— Татьяна Алексеевна, тема традиционной августовской педагогической конференции звучала как «Единое образовательное пространство — залог устойчивого развития Яковлевского района». О каком единстве идёт речь?
— Ежегодная августовская педагогическая конференция объединяет педагогическую общественность Яковлевского района в поиске передовых идей и проектов, позволяет делиться опытом с коллегами, выносить на обсуждение самые актуальные вопросы, ставить новые задачи, определять приоритеты и направления образовательной политики.
В русле общегосударственных задач выстраивается региональная и муниципальная позиция в сфере образования. Время настоятельно диктует необходимость построения единого образовательного пространства, проведения единой образовательной политики.
Чтобы почувствовать масштаб и размах яковлевского образования, назову несколько цифр: 45 учреждений; 9 464 учащихся школ и воспитанников детских садов, 1 705 детей, занятых в сфере дополнительного образования, 892 педагога, из них 269 в ДОУ, 600 в школах, 23 в учреждениях дополнительного образования.
Именно наша отрасль отличается многообразием форм и содержания, творческих идей, проектов, наличием разных профессиональных позиций. Понимание того, как изменить ситуацию, выбор эффективных способов и технологий как управления образованием, так и обучения, воспитания детей, должно стать основанием для формирования нового единого образовательного пространства муниципалитета.
— Что интересно, в докладе не звучало традиционных статистических показателей, Вы остановились на понимании основных тенденций развития муниципальной системы образования в контексте приоритетов развития района и области.
— Действительно, развитие системы продвигается по следующим направлениям: образовательные результаты, кадровое обеспечение, инфраструктурные изменения и партнёрское взаимодействие.
Что касается «Образовательных результатов». Система общего образования опирается на то, что закладывается в дошкольном возрасте и формируется в начальной школе. На следующих уровнях общего образования сформированные умения учебной и социальной жизни совершенствуются в процессе освоения предметного содержания. Это оценивается по академическим результатам, по успехам в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
Дошкольное образование должно давать возможности разностороннего развития, позволяющего ребёнку быть готовым к новому периоду своей жизни в условиях школы. На муниципальном уровне формируется новое дошкольное образовательное пространство. Педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений необходимо определиться в приоритетах формирования результатов с точки зрения качества и преемственности дошкольного и начального образования.
— Единое образовательное пространство, как мы понимаем, предполагает единые подходы в выборе учебников, составлении образовательных программ, критериев аттестации кадров.
— На уровне начального общего образования проделана большая работа по переходу всех школ на единые линейки учебников с использованием оптимального учебно-методического комплекса. Через три года 90% «началки» будет обучаться по программе «Школа России», это даст возможность беспрепятственного перехода учащихся из школы в школу, из класса в класс, возможность передачи учебников в другие школы на время. Постепенный переход на единые линейки учебников осуществляется и на уровнях основного и среднего общего образования.
— Татьяна Алексеевна, вкратце о результатах минувшего учебного года.
— Начальное общее образование должно гарантированно давать результаты, обеспечивающие успешность ребят в основной школе. В этом году результаты выполнения Всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике выше прошлогодних. Достаточно высокие образовательные результаты начальной школы дают основания ожидать хорошую успеваемость ребят в основной школе.
Но проведение Всероссийских проверочных работ в пяти классах по ряду предметов показало, что фактически каждый третий пятиклассник не подтверждает свои умения, позволившие получить в прошлом году высокий итоговый результат начальной школы (качество: 4 класс, русский язык (2017) – 64%, 5 класс (2018) – 47%; математика, 4 класс – 72%, 5 класс – 45%).
В чём причина обнаруженного расхождения? В сложности материала пятого класса? Или в несформированных базовых умениях учиться, несмотря на хорошие показатели? Ответ на эти вопросы должна давать внутришкольная система оценки качества образования.
— Чем живёт сегодня у нас основная школа?
— В этом году впервые девятиклассники в режиме апробации сдавали устный экзамен по русскому языку в качестве допуска к итоговой аттестации. Всего в государственной итоговой аттестации принимало участие 543 девятиклассника. 21 выпускник получил аттестат об основном общем образовании особого образца.
Анализ результатов показал, что только по литературе и английскому языку качество знаний составило 100%. Результаты повысились по русскому языку, математике, биологии, истории, физике. По остальным предметам произошло снижение результатов: по информатике, химии (качество снизилось на 10%) и географии более чем на 20%). 14 человек не преодолели минимальный порог по двум и более предметам.
Наиболее высокие результаты ОГЭ показали девятиклассники смородинской основной школы и средней школы №1 города Строителя. Таким образом, по государственной аттестации в 9 классе мы имеем стабильную, с незначительным увеличением результатов, ситуацию. Но есть основания для беспокойства. Это выпускники, не сдавшие государственную итоговую аттестацию по одному или нескольким предметам, которые имели положительные отметки в четвертях и в году. Здесь ещё раз стоит обратить внимание на внутришкольные системы оценки качества образования и организацию промежуточной аттестации.
—Надеемся, ситуация стабильнее в среднем общем образовании?
— Несмотря на неоднозначное отношение к этой форме аттестации, именно ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в лучшие вузы страны. 79% выпускников 2018 года поступили в высшие учебные заведения, из них 14% в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов. 22 выпускника 2018 года награждены федеральной медалью «За особые успехи в учении».
В едином государственном экзамене приняли участие в этом году 246 выпускников 11-х классов и семь выпускников 12-х классов. Отрадно, что выпускница 11-го класса яковлевской школы Эльвира Сехина набрала 98 баллов по русскому языку. 15 выпускников набрали более 90 баллов. Ещё больше порадовали результаты выпускницы прошлых лет СОШ № 2 города Строителя Екатерины Вельмакиной. Она набрала 100 баллов по литературе, 98 – по русскому языку и 95 – по обществознанию. 192 выпускника сдали математику базового уровня на «5» и «4». Однако печалит, что семь выпускников не сдали ЕГЭ по данному предмету.
— Татьяна Алексеевна, почему при положительных оценках в течение года дети не сдают ЕГЭ?
— Повторяется ситуация, которую мы уже фиксировали в основной школе. При несоответствии оценок, выставляемых учителями в течение учебных лет, и результатов государственных экзаменов не оправдываются ожидания выпускников. Возникает недоверие со стороны родителей и к уровню квалификации педагогов, и к качеству организации учебного процесса, к школьному образованию в целом. Это недоверие выражается в растущей востребованности репетиторства, подрывая представления о школе как о гаранте получения общего образования.
— Ну и как этого добиться?
— Перед нами стоит задача сделать внутришкольную систему оценки качества образования действующим инструментом. Это не может сводиться только к фиксации степени достижения образовательного результата. Необходимо отслеживать продвижение каждого ученика, для обеспечения достижения качественных результатов базовых знаний. Следует подробно проанализировать итоги ГИА 2018 года, выявить болевые точки и всем вместе искать способы и методы организации качественного обучения школьников.
Совместно с профессиональными образовательными организациями района проведена колоссальная профориентационная работа. Это позволило девятиклассникам, взвесив реально свои возможности, определиться в выборе профессии. 62% выпускников 9-х классов стали студентами ПОО. Ужесточён набор в 10-й класс, пришли ребята, ориентированные на высшее образование. Сейчас наша задача — организовать для них обучение по индивидуальным образовательным маршрутам. Это поможет ребятам максимально сконцентрироваться на нужных для будущей профессии предметных областях. Району сегодня нужны квалифицированные кадры.