Инициативы в российском образовании следуют одна за другой. Складывается такое впечатление, что больше в стране нет проблем, кроме той, чтобы придумать «эдакое» в отношении учителей и учеников. Каждый новый учебный год преподносит свои «сюрпризы». А столица у нас, как всегда, жила и живёт по своим законам и правилам.
С этого учебного года московским школьникам официально разрешили прогуливать уроки музыки и изобразительного искусства. Но, правда, только тем, кто учится в музыкальной или художественной школах. По мнению педагогов, родителей и самих учеников тянуть лямку сразу в обеих школах – сложновато. Действительно, нагрузка на детей с каждым днём возрастает. Ежедневно учебный процесс включает 7–8 уроков. Плюс домашние задания, плюс сами занятия в учреждениях дополнительного образования, плюс задания из этих самых учреждений. Дети не успевают, им ни на что не хватает времени.
Но с этого года в напряжённом графике столичных школьников появилось чуть больше свободного времени. Ученикам московских музыкальных и художественных школ разрешили не посещать уроки изобразительного искусства и музыки. Логика у инициаторов проста: зачем тратить впустую время на то, что дети знают на порядок лучше своих одноклассников, а иной раз и школьных педагогов?! Если ребёнок пишет картины или сочиняет музыку, его деятельность признана на различных уровнях, то зачем ему просиживать штаны в школе?
Однако прогулять уроки не получится «просто так». Родители должны написать соответствующее заявление директору образовательного учреждения, а также принести справку, что ребёнок занимается дополнительно творчеством в учреждениях дополнительного образования.
По словам начальника департамента культуры города Москвы Александра Кибовского, те результаты, которые дети получают в учреждениях дополнительного образования, будут засчитаны по месту их основного обучения.
Дело это добровольное. Можно оставить всё как есть. Тогда у родителей будет меньше головной боли в размышлениях: где проводит чадо этот час. Однако большинство родителей хотели бы освободить своих детей от дополнительной нагрузки и готовы оформить соответствующие бумаги, чтобы дать ребёнку передышку.
Но и это ещё не всё. Родители выступили с инициативой — по такому же принципу освободить детей-спортсменов от уроков физической культуры. Но этот вопрос пока остаётся только в стадии рассмотрения.
Что же касается уроков музыки и ИЗО, то программа освобождения уже работает во всех общеобразовательных учреждениях столицы. Мало того, если опыт покажется интересным, не исключено, что подобные «сделки» со школами станут заключать и в других регионах страны.
Что тут сказать? На ум тут же пришёл случай из далёкого детства. Мой педагог по физкультуре ввёл практику проводить зарядку самим учащимся. Каждый из учеников к уроку готовил комплекс упражнений, за который получал соответствующую оценку. Мой одноклассник, который занимался в то время велосипедным спортом, получил за свою зарядку «неуд». Дело в том, что он перенёс зарядку, которую делал в секции, на урок физкультуры. А педагог объяснил: одно дело заниматься каким‑то специальным видом спорта и делать на него упор, другое – выполнять общеукрепляющую зарядку.
С одной стороны, действительно, дети в школах перегружены, а на тех, кто занимается творчеством или спортом, нагрузка возрастает вдвойне. С другой стороны, уроки – это ведь не только учебный материал, но и общение. К тому же, дополнительные занятия, дисциплинируют, учат бережно относиться к своему времени, правильно его организовывать. А чем этот час ребёнок будет заниматься? Болтаться в коридоре? Вопросов больше, чем ответов.
Если следовать этой логике, то в ближайшем будущем школа, как институт образования, может вообще себя изжить. Начали с уроков музыки, ИЗО, потом дойдут до математики, русского языка. Хорошо, что эта инициатива не коснулась нашего региона. Пока.