— Татьяна Алексеевна, в обществе до сих пор разные мнения по поводу ЕГЭ, трудового воспитания школьников, качества учебных программ и учебников. Но всё это общефедеральные проблемы. А что такое система образования на низшем, муниципальном уровне?
— Муниципальная система образования — это площадка, где в масштабе района встречаются интересы личности и общества, семьи и государства. Детский сад, школа всегда были и будут центрами притяжения и объединения граждан вокруг детей и детства. В этой общности воспитываются ответственность, самостоятельность, причастность к своей малой и большой Родине. Поэтому наряду с промышленными предприятиями, зонами экономического развития, отрасль «Образование» в полной мере можно считать градообразующей.
Отрасль «образование» — передовая часть общества, авангард развития успешной личности ребёнка сегодня, а завтра — полноправного гражданина страны. Под наши знамёна встают социальные партнёры, родители. Мы в ответе за то, насколько успешный, уверенный, интеллектуальный, творческий, патриотичный выпускник уходит из школы. В наших руках формирование успешной личности юного яковлевца, который завтра будет трудиться на благо малой и большой Родины.
Приведу несколько цифр, которые определяют масштабы отрасли и её влияние на общественно-политическую жизнь: 43 образовательные организации, 9335 обучающихся и воспитанников, около 1600 работников.
— Да, хозяйство приличное, а главное – хлопотное. Сколько ресурсов, времени и сил нужно, чтобы эту махину держать в работоспособном состоянии…
— Первоочередной задачей отрасли является подготовка образовательных учреждений к новому учебному году. В сложное экономическое время для нашей страны, благодаря самоотверженному труду коллективов школ и детских садов, посильной помощи глав администраций поселений все учреждения достойно прошли приёмку к новому учебному году. Совместными усилиями мы не только подготовили образовательные учреждения, размещающиеся, в основном, в старых зданиях, к работе по новым требованиям, территории многих учреждений стали напоминать ботанические сады! С 2012 года наши учреждения — лидеры приоритетного областного конкурса, мы подняли планку высоко, к нам едут за опытом.
Одно из самых главных событий в сфере образования муниципалитета — строительство школы-сада в п. Яковлево на 300 мест и капитальный ремонт второго здания томаровской средней школы №1. Теперь перед коллективами этих школ стоит непростая задача — как обновить содержание, чтобы соответствовать новому современному облику.
В планах на 2018–21 годы капитальный ремонт 10 образовательных учреждений нашей территории. В 2018 году начнётся строительство детского сада в городе Строитель, а в 2019 — четвёртой школы, что решит проблему второй смены в районном центре. Численность строительских школ к 1 сентября увеличилась на 240 учащихся, только в г. Строителе в школу пришли 402 первоклассника.
— Татьяна Алексеевна, материальная база – безусловно, важно. Но повышение качества образования в целом – одна из основных задач работы педагогов…
— Совершенно с Вами согласна. Рост качества образования невозможен без объективной оценки. Наиболее общими показателями являются результаты итоговой аттестации. В целом итоговая аттестация в этом году была проведена объективно и честно. Освоение образовательной программы обучающимися – результат огромной работы всего педагогического коллектива в течение всего времени обучения школьника. Анализ всероссийских проверочных работ, промежуточной, государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах проведён на всех уровнях, от школьного до муниципального, разработаны дорожные карты, которые утверждены на педсоветах в августе. Не могу не сказать о самых острых и важных моментах.
Из 242 выпускников 11-х классов 239 успешно сдали экзамены и получили аттестаты о среднем образовании, 2 одиннадцатиклассника не преодолели минимальный порог по математике. У 2 выпускников 11 классов аннулированы результаты по математике (базовый и профильный уровень). Хотя по району средняя оценка по базовой математике — «4».
33 выпускника награждены федеральными медалями «За успехи в учении». По итогам ЕГЭ-2017 мы уступаем по многим позициям среднеобластных результатов качества, но вместе с тем есть внутримуниципальный рост. Самые высокие показатели по ЕГЭ-2017 у выпускников томаровской средней школы №2, бутовской средней школы и отдельных классов школ города Строитель. У нас есть учителя, выпускники которых составляют серьёзную конкуренцию выпускникам других территорий.
Особого внимания требует и подготовка выпускников 9 классов. 26 человек не преодолели минимальный порог по двум и более предметам, в сентябре они были допущены к повторной итоговой аттестации и успешно её прошли. Говоря в целом о результатах сдачи ОГЭ, отмечу, что высокие результаты девятиклассники показали по английскому языку и литературе. Самые низкие результаты — по истории, биологии и информатике. Только девятиклассники смородинской и серетинской основных школ сдали экзамены с первой попытки. И всё же 27 девятиклассников завершили основное общее образование с отличием.
— Интересно, какие вы со своей командой вынесли из этого выводы?
— Государственная итоговая аттестация показала не только необходимость перестройки системы подготовки учащихся к экзаменам, а именно: более качественную индивидуальную и дифференцированную работу с учениками, постоянную и конкретную работу с родителями, работу по повышению мотивации учащихся. Пользуясь случаем, призываю всех учителей, управленцев особое внимание уделить объективной и честной на всех уровнях, начиная с рядовых контрольных работ, внутришкольного контроля.
Для успешной подготовки и сдачи ГИА в районе с апреля 2017 года реализуется муниципальный проект для обучающихся 8–11 классов «Организация менторского сопровождения старшеклассников к государственной итоговой аттестации «ЕГЭ без проблем» на территории Яковлевского района».
Важнейшим показателем внешней оценки качества образования является участие во всероссийской олимпиаде школьников. В муниципальном этапе приняли участие 1180 учащихся 7–11 классов, 148 стали победителями и призерами. В региональном этапе участвовали 48 учащихся 9–11 классов, по итогам которой 4 школьника района получили премию губернатора Белгородской области. С 1 января 2017 года ежемесячную стипендию главы района получают 20 обучающихся школ района. Результат участия сохранён на прежнем уровне.
— Знаем, что в муниципалитете трепетно работают с одарёнными детьми…
— Одной из задач современной школы является выявление и поддержка одарённых и талантливых детей. В школах 612 ребят занимаются в 58 секциях научных обществ по различным направлениям. Ежегодно растёт количество детей, принимающих участие в различных конкурсах. 4285 учащихся приняли участие в конференциях и конкурсах разных уровней. 2763 — стали победителями и призёрами.
В новом учебном году мы продолжим поиск и внедрение современных моделей раннего выявления, сопровождения талантливых детей. Необходимо максимально использовать возможности образовательного процесса в школе, учреждениях дополнительного образования для осуществления учащимися «проб», обеспечивающих свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков. С целью выявления и поддержки одарённых детей в районе продолжат реализовываться два проекта: «Одарённые дети – будущее России» и «Создание детского технопарка «Легокванториум».
— Татьяна Алексеевна, не можем не спросить о профильном обучении. Систему поиска одарённых детей, на наш взгляд, следует подкреплять эффективным профильным обучением, чтобы выпускники не испытывали растерянность перед вступлением во взрослую жизнь.
— Профильным обучением в прошлом году было охвачено 62% старшеклассников и 100% изучают как минимум один предмет на профильном уровне. С сентября в рамках муниципального проекта «Мой выбор» по индивидуальным учебным планам организовано обучение для более чем 70% десятиклассников.
Исполняя поручение губернатора Белгородской области о том, что каждый выпускник школы вместе с аттестатом должен иметь рабочую профессию, востребованную на рынке труда, проведена большая работа по организации профессионального обучения. В муниципалитете ведётся обу-чение старшеклассников по 13 профессиям. На базе яковлевских СПО осуществлялось профессиональное обучение старшеклассников по профессиям кондитер, каменщик, электросварщик, делопроизводитель, вожатый, младший воспитатель, швея, парикмахер, водитель категории «В». Также на базах общеобразовательных учреждений муниципалитета было организовано профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки «Рабочий зелёного хозяйства», «Цветовод», «Оператор ЭВМ», «Помощник воспитателя».
— Президент страны подчёркивает, что «система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать».
— Один из вариантов решения кадровой проблемы – это воспитание будущих учителей из своих выпускников, повышение престижа учительской профессии. В последние годы мы отмечаем положительную динамику доли молодых учителей. Планомерная работа даёт свои позитивные результаты, сегодня в школах района работает 7% учителей со стажем работы до 2-х лет, учителей до 35 лет — 20%. И в этом году в образовательные учреждения района пришли 7 молодых педагогов.
Важно создавать условия для молодых специалистов, чтобы молодые педагоги почувствовали себя нужными и востребованными в педагогическом коллективе. Нам необходимо убрать барьеры на пути адаптации и вхождения в профессию молодых педагогов. Уверена, что мы вместе изменим эту ситуацию к лучшему. Продолжим взвешенную и ответственную работу, реализуя муниципальный проект «Открытие школы молодого педагога «Педагогическая интернатура»».
Второй важной составляющей кадровой политики должно стать повышение качества преподавания уже работающих учителей. А здесь велика роль методических служб. Улучшение качества преподавания требует от управленцев школы инновационных подходов в работе с учителем, включающих не только требования, но и поддержку. Наиболее эффективной, по мнению педагогов, является поддержка на уровне школы.
Все мы гордимся нашими педагогами и коллективами, благодаря которым в образовательных учреждениях создана уникальная образовательная и творческая среда, позволяющая обеспечить качественное образование, личностное развитие детей и их самореализацию в разных видах деятельности, что, собственно, и является конечной целью нашей работы.