Вглядываешься в картины наших русских живописцев и невольно ловишь себя на мысли, чего народ находит гениального в этих «белых кругах» и прочих экзерсисах. А тут – красота бескрайних русских просторов. Что ещё сравнится с природой средней полосы России!
В историко-краеведческом музее Яковлевского городского округа открылась малая выставка «Жизнь кистью художника» к 195-летию рождения Константина Александровича Трутовского. Почему именно Трутовский, ведь и дата не особо юбилейная, и художник если и известный, но не особо широкому кругу обывателей?
Этот вопрос, не лишённый доли провокации, мы задали научному сотруднику музея Наталье Путиловой. И услышали вполне адекватный ответ: да потому что земляк, есть чем гордиться земле яковлевской, взрастившей такой талант!
На одной из его картин предположительно представлена малая родина, та самая Яковлевка. В центре полотна – старинный храм, и как пояснила сотрудник музея, по результатам аэрофотосъёмки установлено, что такой же находился до 1940 года в районе кладбища посёлка Яковлево.
Так это или нет на самом деле, но в общедоступной биографии Трутовского значится буквально следующее. Родился 28 января 1826 года в селе Яковлевка Обоянского уезда Курской губернии (ныне – Яковлевский городской округ Белгородской области).
Константин Александрович считается достаточно плодовитым художником. Русский жанровый живописец. Картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им великое множество. Иллюстратор произведений Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова. Академик Императорской Академии художеств, член Королевского бельгийского общества акварелистов.
Экспонировал свои работы на Всемирных выставках в Париже (1867, 1878), Лондоне (1872), Антверпене (1885), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882). Однако, говорят, успех картин и рисунков Трутовского был настолько велик, что многие продавались непосредственно из мастерской художника, даже не попадая на выставки.
Получив начальное образование в одном из частных учебных заведений Харькова, в 1839 году его привезли в Санкт-Петербург, определили в Николаевское инженерное училище, и ещё в бытность свою там он продемонстрировал большую любовь и способность к искусству.
Окончив же в 1845 году курс этого заведения и его офицерских классов, был оставлен при нём в качестве репетитора и стал усердно посещать классы Императорской Академии художеств. Считался в ней учеником профессора Ф.А. Бруни и готовился быть историческим живописцем, хотя чувствовал в себе влечение предпочтительно к жанровой живописи.
В 1849 году уехал в родительское имение. Вот тут малороссийские природа и народный быт произвели на него столь сильное впечатление, что сделались главным источником, из которого он с этого времени черпал содержание для своих творений. Вскоре он вышел в отставку и поселился в деревне, лишь иногда наведываясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами.
Выставку в нашем музее лишь отчасти можно считать художественной в привычном понимании: ни полотен художника, ни даже копий здесь не представлено, лишь репродукции. Но Наталья Путилова так притягательно рассказывает о живописце, что вполне хватает и такого экскурса в жизнь и творчество талантливого художника.
Названия же картин Трутовского говорят сами за себя: «Хоровод в Курской губернии», «Венок», «Сцена у колодца», «На сеновале», «Колядки в Малороссии», «Сбор на церковь», «Сельская учительница», «Городским путникам предлагают фрукты на обочине», «В половодье», «Переселенцы из Курской губернии», «Украинка», «Воскресенье»…
В 1861 году за картину «Хоровод в Малороссии» (она находится в Третьяковской галерее в Москве) Императорская Академия художеств возвела его в ранг академика. С 1871-го по 1881-й годы Трутовский служил инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем снова жил и трудился в своём имении.
Скончавшегося в родовом имении Яковлевка художника похоронили в Обоянском Богородицко-Знаменском мужском монастыре, полностью уничтоженном большевиками в 1924 году.
Выставка доступна для всех желающих в течение всего февраля (6+).