Победа31

Пять дней – пять фильмов. Международный кинофестиваль «Сталкер» прошёл в Белгороде

6 декабря 2020, 13:00КультураФото: Ирина Бабина

Фестиваль подарил жителям региона лучшие образцы современного отечественного кинематографа, а также встречи с их создателями и актёрами.

Ноябрь для белгородских кинолюбителей стал настоящим праздником. В течение пяти дней здесь проходил Международный кинофестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», который вновь избрал своей презентационной площадкой Белгород. Вновь, потому что уже в третий раз привёз нам лучшие фестивальные фильмы, удостоившиеся премий.

Привёз его, а также режиссёров, актёров и сами фильмы Игорь Степанов – директор Гильдии кинорежиссёров России. Он же и открыл кинофестиваль в Белгороде.

День первый

Безусловно, многие фильмы когда‑то появятся в прокате, а пока что нам повезло увидеть премьерные показы. И первый из них, получивший, кстати, на «Сталкере» Гран-при, приехал поддержать кинорежиссёр, народный артист России Вадим Абдрашитов:

«Картина «Семь пар нечистых» делалась у нас на киностудии «Арт-фильм» — это подразделение «Мосфильма». Не случайно знакомый логотип вы увидите в самых первых титрах. Поэтому я как художественный руководитель «Арт-фильма» и приехал представить картину. Это военная драма, с чрезвычайно любопытным сюжетом. Материалом для неё послужила малоизвестная повесть Вениамина Каверина. Её он написал, основываясь на реальных фактах. Это невыдуманная история, хотя в такое и трудно поверить. Снять фильм и поработать с отличным молодым актёрским составом доверили двум режиссёрам – Кириллу Белевичу и Юрию Ильину. И, слава Богу, за 4 месяца её удалось сделать и выпустить в свет».

Картина действительно получилась настоящая – лично я не увидела ни грамма фальши ни в декорациях, ни в костюмах, ни (что особенно важно) в актёрской игре. Да и нельзя эту потрясающую искренность назвать игрой. Здесь с первых и до последних кадров всё смотрится всё на одном дыхании. И это не боевик, не «стрелялки-убегалки», хотя хватает смертей и крови, а самая настоящая жизнь.

День второй

Те, кто решил погрузиться в Кинофестиваль «Сталкер» на все пять дней, во второй фестивальный день почувствовали совсем другой темпоритм и окунулись совсем в другую атмосферу. Да, драма была в первой картине, была и во второй. В ленте «Простой карандаш» (режиссёр Наталья Назарова) вроде бы мирное время, наши дни, далёкая российская глубинка. Казалось бы – не война, не тяжёлое лихолетье и связанные с ним трагические события. Однако накала страстей и в этом фильме с лихвой хватает.

В понимании замысла режиссёра очень большую роль сыграла встреча с исполнительницей главной роли Надеждой Гореловой сразу после просмотра ленты. Актрису даже неискушённый зритель знает по обширной фильмографии, где Надежда блестяще воплотила самых разных героинь.

День третий

Две драмы подряд, а после – комедия. Ну да, всё правильно рассудили организаторы кинофестиваля «Сталкер»: третий фестивальный день подарил белгородским зрителям художественный фильм «Смотри как я». Орфографию сохраняю, как в титрах было прописано. Да и те, кто увидел ленту, поймут, почему знаков препинания здесь не значится.

Вся картина – это приключения подростков в ходе побега. Звучит банально, так? На самом деле, фильм действительно получился: картина зрелищная, хорошо подобрана музыка и все треки, звучащие в ней, подбор актёров также не вызывает сомнений, а сюжет петляет так, что впору назвать это не просто комедией, но и немного экшеном.

И всё же, как выяснилось, за всем этим вроде как водевильным сюжетом стоит глубокая задумка. О ней белгородским зрителям, пришедшим на премьерный показ картины, рассказал продюсер фильма Ярослав Жалнин, наиболее известный по роли Юрия Гагарина.

Ярослав когда‑то загорелся идеей снять фильм, где главным героем был бы слепой человек, чтобы показать нам, зрячим, в чём он действительно нуждается. Вместе со своим одногруппником Егором Сальниковым он начал работу над будущей картиной в качестве продюсера. Отметим прекрасную работу актёра Михаила Мещерякова, которому удалось показать всю гамму чувств избалованного незрячего мальчика, решившего сбежать от гиперопеки.

День четвёртый

… мелькали последние титры фильма «Керосин», на сцену уже шёл его режиссёр – Юсуп Разыков, чтобы пообщаться после премьерного показа с белгородскими зрителями, а я сидела и думала – как, как можно после такого фильма вообще говорить?! В горле стоял ком, хотелось закрыть глаза, вытереть слёзы, побыть в тишине, подумать, ещё раз пережить то сильнейшее впечатление, которое не на одну меня оказала картина.

Я готовилась – я понимала, что заявлена драма, я уже могла себе представить, что будет очень психологично – это же Юсуп Разыков!, я уже знаю, чего ожидать от режиссёра, который не разменивается на водевили и сериалы. Но все внутренние установки не сработали – почти с самого начала картина взяла, что называется, за живое и не отпускала до последнего. Нет передышки на «хи-хи» или созерцание красивых пейзажей. Нет, и не может быть – всё, что хотел нам рассказать режиссёр, он сделал жёстко, хлёстко и щемяще пронзительно…

Несколько страниц из жизни бабушки, наполненных болью и любовью, горем и радостными моментами и показал нам режиссёр фильма. Причём, по словам самого Юсупа Разыкова, этот обобщённый образ он рисовал, так сказать, с натуры: когда‑то в Беларуси он видел и общался с такой бабулей, жившей в заброшенной деревне. Но должно было пройти немало лет, прежде чем он решился на фильм о женщинах, матерях, одиноких стариках, которые умеют выживать и радоваться жизни, несмотря на всё пережитое…

Роль бабы Павлы блестяще сыграла актриса театра и кино из Ярославля 85-летняя Елена Сусанина. Для неё главная роль в картине стала дебютной, хотя Елену Ивановну мы видели и в сериалах «Смерш», «Аритмия», «Мосгаз» и многих других фильмах, где она, несмотря на роли второго плана, запомнилась зрителю.

«Самое главное показать человека. В основе любой истории стоит человек. Если нет человека, нет проблемы. Если нечего сказать про этого человека, значит, нет истории, и значит, не будет фильма. Я всегда ставлю перед собой практические задачи: я должен сделать роль, с судьбой, со вторым и с третьим планом, но человек этот должен быть узнаваем», — пояснил в ходе интервью Юсуп Разыков.

Фото: Ирина Бабина

Режиссёр рассказал также, что рад был привезти в Белгород свою картину, поскольку фестиваль задаёт уровень и приучает к хорошему кино. С другой стороны, ленту, скорее всего, зритель не увидит в массовом прокате. По словам Юсупа Сулеймановича, многие российские фильмы потеряли в прокате из‑за эпидемической ситуации, поэтому прокатчики стараются найти для фильмов онлайн-площадки, где можно будет представить и показать картину широкому зрителю.

Естественно, не отказывается режиссёр от таких фестивальных поездок, показов и встреч. Тем более, что Юсупу Разыкову белгородские киноманы приглянулись ещё в прошлом году. Тогда кинофестиваль «Сталкер» дал режиссёру возможность показать свою ленту «Турецкое седло». Её Юсуп Сулейманович также приезжал представлять сам, и был рад взыскательным зрителям Белгорода и интересным вопросам.

Получился диалог и после премьерного просмотра фильма «Керосин». В ходе общения зрители не только обсудили с режиссёром картину, но и узнали, что Юсуп Разыков уже закончил съёмки следующей. Фильм «Живите долго» посвящён пандемии, с которой мир столкнулся в 2020 году. И задача, которую решает в картине режиссёр, это осознание ценности жизни.

Новая картина должна выйти в прокат уже в следующем году, а в этом стоит посмотреть уже готовый «Керосин», чтобы после просмотра захотелось (как мечтает её создатель) взять трубку телефона, позвонить своей маме и сказать: «Мам, привет! Это я. У тебя всё хорошо?»…

Фото: Ирина Бабина

День пятый

— Да кому я нужен? У меня срок годности вышел – я взрослый, – с недетской горечью говорит один из героев фильма «Это не навсегда». Это слова мальчика, воспитывающегося в детдоме. Таких историй-новелл в фильме четыре – «Ваня», «Миша», «Петя» и «Марта». Четверо детей и четыре истории, связанные с одиночеством маленьких существ, оказавшихся по разным причинам в детских домах.

Это дебютная работа молодых режиссёров Евгении Яцкиной и Алёны Рубинштейн. Картину снимали в настоящем детдоме, но ни один из актёров не является его воспитанником. Тем удивительнее то, что дети делают на экране – так вжиться в роль, так представить себе, что они одиноки, без родителей, со своими страхами и проблемами, что каждый безумно мечтает об одном – обрести семью – не каждому взрослому актёру дано.

Фото: Ирина Бабина

Как шла работа над фильмом, и что такое съёмки настоящего кино, об этом мы успели до начала фильма поговорить с Евгенией Яцкиной, которая специально приехала в Белгород, чтобы представить картину.

Каким получился фильм – посмотрите и решите сами. Одно могу сказать точно: равнодушным он не оставит ни одного человека. Единственное, о чём не смогу умолчать, это о том, что у фильма хороший конец. Позитивный, жизнеутверждающий.

Собственно, как и конец кинофестиваля «Сталкер», который целых пять дней дарил нам лучшие образцы современного отечественного кинематографа, замечательные встречи с их создателями и актёрами, а также гордость за то, что российский кинематограф не просто жив, но и может достойно представлять нашу страну в мировом прокате, если не быть эталоном в умении тронуть душу зрителя.

Сюжеты: Репортаж
Авторы:Анна Панченко