В очередной раз в сетевом магазине с названием, которое по замыслу должно «притягивать и манить», столкнулся с набившим оскомину «маркетинговым ходом». На полке ценник указывал одну, акционную стоимость товара, на кассе пробили совершенно другую, примерно на двадцать рублей дороже.
Пока доказывал кассиру, что явно видел другую цену и слушал уже привычное «не успеваем ценники менять», другая продавец, слушавшая наш диалог, спешно поменяла оный на «правильный». И когда я вернулся в зал, чтобы указать на обман, предмет спора уже испарился как мираж в пустыне: ценник поменяли.
Между тем, ложное информирование о цене стало самым частым нарушением прав потребителей в РФ. Об этом заявил председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
«Сюда также можно отнести замалчивание или искажение характеристик товара или услуги. То есть такие вещи, которые являются дополнительным способом вымогательства. Эти способы обмана почему‑то всем кажутся широко распространёнными и очевидными, никто их даже как нарушение не воспринимает», — пояснил Шапкин.
Эксперт отметил, что расценивать такие ситуации в качестве маркетингового хода не стоит. Поскольку искажение характеристик — это нарушение прав потребителей и закона о рекламе. В обоих случаях за это грозят многотысячные штрафы.
В настоящее время число таких нарушений увеличивается. Ситуацией, связанной с пандемией коронавируса, пользуются недобросовестные организации.
«Фактор цены является превалирующим при выборе товара или услуги, и этим активно пользуются организации, которые хотят получить дополнительных клиентов, нарушая их право на достоверную информацию», — подчеркнул Шапкин.
Что делать, если цена, указанная на ценнике товара, не совпадает с ценой на кассе? Мы попросили разъяснений в Роспотребнадзоре.
В данной ситуации потребитель вправе требовать продать товар по той цене, которая указана в ценнике. Ведомство поясняет: законодательством предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе, о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора. При этом цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике.
Поэтому в ситуации, когда с полки в магазине товар взят по одной цене, а на кассе его пробивают по другой (причём, как правило, больше указанной на ценнике), Роспотребнадзор рекомендует покупателям действовать следующим образом.
В первую очередь необходимо обратиться к администратору магазина, сообщить ему о данной ситуации и потребовать продать товар по цене, указанной на ценнике.
Если администратор проигнорирует просьбу, — попросить книгу отзывов и предложений. В её предоставлении не может быть отказано. В противном случае магазин рискует быть оштрафованным по ст. 14.15 КоАП. В книге нужно подробно описать возникшую ситуацию (указать дату, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку).
Также нелишним будет сфотографировать ценник в качестве доказательства, хотя бы на мобильный телефон. Для получения письменного ответа на жалобу, покупателю следует оставить свои контактные данные.
Если спорная ситуация не разрешится, покупатель может обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Роспотребнадзора в своём регионе или заполнить специальную веб-форму на сайте соответствующего Управления Роспотребнадзора, приложив к обращению ответ магазина на жалобу (при наличии), фотографию ценника и чека.
В заключение ведомство отмечает, что, даже если покупатель уже расплатился за товар и только потом заметил ошибку, магазин всё равно обязан выплатить разницу в цене между чеком и ценником.