Настоящая женщина из ничего может смастерить шляпку, салат и скандал. А из каких составляющих может получиться костюм? Этот вопрос мы адресовали заведующей костюмерной ЯЦКР «Звёздный» Марине Химинец. Марина Геннадьевна ответила, что для создания образа героя нужны нитка с иголкой (без них никуда! – ред.) и фантазия. Именно эти составляющие необходимы, чтобы в голове у костюмера сложился образ персонажа. А это не только костюм, но и головной убор, и аксессуары.
Вот, к примеру, к новогоднему спектаклю понадобился костюм Щуки, поскольку готовилась постановка сказки «По щучьему веленью». Времени, как всегда, было в обрез. Но костюмер нашла выход. К основному отрезу зеленоватой ткани нашлись кусочки ткани в полоску – они пошли на плавники, из поролона и желтоватой ткани смастерили хвост, добавили пайетки вместо чешуи. Вуаля! Получилось зрелищно, эффектно, красочно.
Или взять тот же кокошник, который должен украсить голову девушки-Зимы к фестивалю «Покровская осень». Он был просто белым, но в умелых руках мастера постепенно стал наполняться осенними золотыми красками. На него Марина приклеила клеёнчатую скатерть, и по ней «пустила» золотистый шнур, который придал объёмности и красочности головному убору.
Тягу к творчеству, а вернее, к рукоделию Марине привила её бабушка Александра Юрьевна Харламова. Она сама прекрасно шила, делала выкройки. Вместе с ней внучка разглядывала красивые картинки моделей в журналах мод. Потом сама взяла в руки иголку с ниткой, начала мастерить наряды для кукол. Помнит и своё первое «серьёзное» изделие – это была юбка с воланами. Причём, она не только себе, но и подруге такую сшила. Ох и щеголяли девчонки по школе на зависть всем окружающим.
Профессию выбрала такую, которая по словам мамы Марины, всегда может её прокормить. Поступила и успешно окончила Белгородский механико-технологический колледж, стала модельером-конструктором. В колледже изучила азы конструирования и моделирования одежды, технологию обработки швов, рисунок, училась создавать коллекции одежды, а вот мастерство уже оттачивала в ателье по пошиву форменной одежды. Потом был период работы в Белгородском музыкальном театре гримёром и декоратором.
«Узнав о том, что я переехала жить в Строитель, моя начальница (главный художник Драмтеатра Марина Евгеньевна Шепорнева) разведала, что в «Звёздный» требуется на время декретного отпуска костюмер. Я согласилась. И стала работать на основной работе в ДК, а по совместительству — в Белгороде, где создавала декорации к спектаклям», — пояснила наша собеседница.
Вот так Марина стала главной по костюмам в Центре. В обязанности костюмера входит не только ремонт и содержание в надлежащем виде имеющихся костюмов, но и создание новых. Кроме того, в Центре в основном танцевальные, вокальные и хоровые коллективы. Меняется состав участников, кто‑то поправляется, кто‑то худеет, а костюм должен сидеть идеально.
Вот Марина и «подгоняет» каждый — под артиста. Кроме того, она работает в одном из белгородских ателье, и конечно, сама не оставляет себя без внимания. Шьёт от платьев до верхней одежды. Выглядеть стильно, оригинально, модно ей удаётся на все 100 процентов.
«Как так получается – из ничего сделать красоту?» – продолжаем мы беседу.
«Сложно, но возможно, — отвечает костюмер. – Например, к 9 Мая нужно было создать образ медсестры. У нас было в наличии военное платье, а косынку, нарукавник, сумку с красным крестом сшили за день. За несколько дней пришлось придумать и сделать головные уборы к экологической акции, которая должна была пройти на Быковском пруду, там, где цветут лотосы. Мы придумали сделать кувшинки из… пластмассовых ложек. Добавили «капельки» воды в виде пайеток и листики из остатков зелёной ткани. Получилось очень оригинально и издали действительно похоже на кувшинки. Правда, из‑за пандемии акция не состоялась, но оригинальные ободки имеются в арсенале костюмерной. Пригодятся обязательно».
По словам костюмера, ей нравится проявлять своё творчество в подготовке к мероприятиям. Она работает в тесном контакте со всеми руководителями творческих объединений, коллективов, режиссёрами, методистами. Коллектив в ЯЦКР «Звёздный» дружный и творческий. Правильно созданный и подобранный образ – это половина успеха. Помимо традиционных материалов и технологий в перспективе планируют использовать новые. Ведь всё‑таки на дворе 21 век!
Так, к следующему 9 Мая нужно будет смастерить костюм с использованием светодиодной ленты, чтобы ещё больше удивить и поразить зрителей. Ведь назначение костюма в создании настроения, а радостного или грустного – тут уже от сюжета зависит. Костюм отображает собирательный образ времени, только стилизованный под сцену.
О чём может мечтать модельер, пусть и работающий костюмером? О создании своей коллекции. Вот и Марине хочется сшить костюмы для спектакля, поработать с режиссёром, декоратором, гримёром и показать своё видение образов героев, со специфическими чертами и аксессуарами.
Ведь костюм, как писал Сергей Довлатов, должен соответствовать характеру эпохи, выражая при этом дух спектакля и свойства персонажей. Не сомневаемся, лучшая коллекция театральных и сценических костюмов у Марины Химинец ещё впереди.