В 7 лет дед впервые усадил его в седло. Пётр Павлович Тишининов тогда работал председателем колхоза в селе Калинино и безумно любил лошадей. Сначала был испуг, а потом у Серёжки будто что-то ёкнуло в сердце. С тех пор и у него эта любовь к статным, горделивым животным засела глубоко в сознании. И с тех пор Сергей Леонов, в принципе городской житель, не мыслит своей жизни без лошадей.
Подумалось после встречи с этой увлечённой супружеской парой: ну почему всё у нас не по-людски?! Тот, кто не слазит с дивана, и пособие по безработице будет получать, и помощь от государства урвёт, да ещё недовольство будет выказывать, что с голоду, бедный, помирает. А тут люди такую добрую инициативу проявляют, готовы организовать конеферму, развивать сельский туризм, принимать у себя всех желающих. За символическую плату, чтобы на корма и содержание животных хватало, а детей с ограниченным здоровьем вовсе принимать бесплатно (есть наука такая — ипотерапия, которая эффективна для особенных деток).
Можно любить лошадей в одиночку, можно вовлекать в это дело свою семью. Но Сергей и Ксения считают, что, если всё организовать по уму, в Алексеевке получился бы замечательный уголок сельского туризма. Там городской житель мог бы не только получить отдохновение от городской суеты, вкусить прелести сельской жизни, чистой природы, но и насладиться обществом самых, пожалуй, умных, интеллектуально развитых, преданных животных, отлично понимающих человека и поддающихся дрессировке.
Но истинную любовь к лошадям может испытать только тот, кто впитал эту любовь буквально с молоком матери. Примерно, как сам Сергей…
— Он в детстве приезжал к бабушке в деревню и впервые увидел лошадей, — говорит за молчаливого супруга Ксения.
— А в подростковом возрасте решил пойти работать на ферму, пасти коров, чтобы иметь возможность… ездить на лошади. С этого момента и проснулась любовь к этим животным.
В 19 лет Сергей ушёл в армию, а по возвращении домой узнал, что колхоз развалили и всех лошадей продали. Пришлось искать другую работу в городе и как-то жить дальше. Чем только ни приходилось заниматься в поисках хлеба насущного. Примерно в возрасте 30 лет Сергей познакомился с коллегой по работе и узнал, что его отец держит лошадей. Съездил к нему в гости, и дальше всё снова закрутилось…
Первого «вороного» он купил у этого человека на кредитные средства. Не мог себе отказать в искушении.
— Это был годовалый необъезженный жеребёнок, который обошёлся мне по знакомству в 50 тысяч рублей, — тут уже и сам Сергей с горящими глазами вступил в разговор. Казалось бы, для городского жителя, коренного белгородца, и вдруг такой близкой стала сельская тема. — Сегодня у нас 13 лошадей, и каждую мы любим по-особенному.
— Когда он привёз первого коня, я истошно завопила: тут дом достраивать нужно, дети маленькие, а ты в долги влезаешь — ради чего? Но потом пыл мой спал.
Как было не полюбоваться на эту красоту. По холмам да по долам пришлось топать с километр, пока докондыляли мы в палящий зной до ложбины, где паслись питомцы Леоновых. Издалека заприметили мать с жеребёнком. Крохотный, шепчут, что 4 дня как родился. Сергей с Ксенией наставляют: близко не приближайтесь, Звёздочка почувствует опасность для малыша. Если хотите сфотографировать малышей, присядьте на корточки, они должны видеть, что вы ниже, а значит, не представляете опасности.
Вот Стрелка — самая, пожалуй, ласковая лошадь в стаде. Ко всем идёт обниматься. И не успели это хозяева произнести, как, заметив нас, та буквально стрелой устремилась к нам, подставляя морду в желании быть обласканной. А вот стремительная Пуля, мать Стрелки, и самая резвая по характеру.
— Пуля — очень выносливая и сильная лошадь! — говорит Ксения, теперь уже безраздельно разделяющая увлечение супруга. — Вот почему было решено выставить её на участие в соревнованиях. Это был конный забег на дистанцию 30 км. Предполагалось, что на ней выступит Сергей. Но сыну хотелось поехать на ней самому, так как он выбрал её своей любимицей. Я изначально была против этой идеи, так как на тот момент Никите было всего 11 лет, а остальные участники все намного старше и опытнее. Но они с папой пошептались, и для меня стало сюрпризом то, что едет всё-таки сын. Было очень страшно, особенно когда мы потеряли экипаж из виду. Но сын смог обойти 3-кратную чемпионку предыдущих забегов, и они с Пулей пришли первыми. Несмотря на долгую дорогу и то, что наша девочка даже толком не успела отдохнуть с дороги от поездки в «Газели». Видели бы вы, как мило она тёрлась о своего хозяина, демонстрируя свою любовь и доверие. С того момента у них своя особая связь.
Сейчас, правда, сын пошёл в училище и всё реже наведывается на ферму, но папе активно помогает младшая дочь Анастасия.
Спустя короткое время лошади и нам стали активно демонстрировать свою симпатию, тыкая мордами в руки и плечи: ну, погладьте нас. И эта игривость заставляла лишь крепче сжимать в руках технику, чтобы не улетела из рук. Поджарые, сильные тела буквально сплелись в хороводе вокруг нас, выказывая нам своё игривое настроение.
— Кто хоть раз у нас побывал, обязательно приезжает ещё. Из Белгорода девушка почти каждую неделю заглядывает, другие постоянные гости наметились. В ком мы уверены, смело отпускаем по маршруту уже самостоятельно, кто ещё не очень освоился, — под нашим контролем. Кстати, маршрутов у нас три — получасовой, часовой и двухчасовой — выбирай себе по силам.
Видя, что на лошадиные прогулки есть спрос, Леоновы задумали побороться за грант, но то не хватает земель и производства сельхозпродукции, затем взять социальный контракт — доходы превышают разрешённую планку и имущество не то. Бегали, собирали документы, писали бизнес-план. Но… получили отказ. Ни на животных эти деньги не потратишь, ни на корма, только на амуницию. Они уже и с музеем М.С. Щепкина, а также при поддержке и помощи сотрудников местного детского сада М. С. Бредихиной и Г. С. Богдановой, организовали совместное мероприятие в чистом поле, театрализованное, с участием своих лошадей. Получилось, говорят, очень зрелищно, было много зрителей. Но опять же, всё на голом энтузиазме.
— Мы очень хотим развивать своё дело и привести к уровню сельского туризма, но оформить ИП или КФХ пока нет возможности, так как надо платить налоги, а, не имея стабильного дохода и прибыли с этого дела, — платить пока нечем. Ещё рассчитываемся с кредитами, которые брали на покупку территории и лошадей, — комментирует Ксения, сама, кстати, по специальности бухгалтер.
Супруга Леонова (к слову, как-то играя в командную игру, они назвали свою команду просто и незамысловато «леоновцами», и это, на наш взгляд, тоже яркий показатель сплочённости и единения) уже и сама горой стоит за доброе дело.
— Бывает, не получается пробить эти стены бюрократизма, Сергей психанёт: давай, мол, всё продадим, сколько можно бороться, — тут уже я успокаиваю его: стоило ли тогда семь лет назад всё это начинать, давай уж идти дальше, — и аргументация супруги отрезвляет.
Вот и идут дальше, правда, иногда спотыкаясь в желании сделать хорошее и нужное дело — как можно большее число людей познакомить с этими удивительными животными. Ну что, как говорится, пора сделать ход конём?!
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.