Мы намеренно отложили публикацию, увидев в календаре значащийся профессиональный праздник почтовых работников. Но жизнь измеряется не одними лишь праздниками. И молчать о проблемах внутри цеха, будто бы они не касались каждого из нас, как клиентов Почты, не имеем права.
Почта, наверное, единственная структура, которую не коснулись реформы в постсоветский период. Нет, внешне-то она менялась. Даже появлялись отдельные «образцово-показательные» отделения связи. Но это было, скорее, на потребу времени, чтобы начальству отчитаться да на камеру красивую картинку продемонстрировать. А по сути, эта старейшая организация в стране, которая всегда гордилась широко разветвлённой сетью, подгнивала изнутри.
Проблемы на Почте начались не вчера. Почтальоны были в чести, очевидно, только тогда, когда была единая большая страна, эти героические люди с сильными ногами носили на себе такие огромные сумки, что о выносливости этих женщин можно было легенды слагать. Читающая была страна, люди много выписывали периодики, и почтальоны всё это доставляли добросовестно и в срок. Про них написал в своё время гениальный Маршак: «Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне…»
Все последние годы наши почтари не могли похвастать хорошей зарплатой. Старая гвардия, работающая «не за страх, а за совесть», уходила из отрасли, новые кадры особо не задерживались. Чтобы мало-мальски нагнать себе зарплату, почтальоны вынуждены были и товары продавать, и лотереи распространять, и в сетевом маркетинге упражняться. Всегда удивлялись, как можно было за 7 тыс. рублей, пусть и в сельской местности, работать.
- А они работают 3 дня в неделю, да и то неполных, - парировало почтовое начальство. Скромно умалчивая о том, что разве рядовые сотрудники виновны в падении объёмов в отрасли. Небось кабинетные клерки, особенно в головном ФГУП «Почта России» с многоэтажным особняком на Варшавке, не особо страдают в зарплате, перекладывая бумаги с места на место. И трудно представить, что вообще случилось бы с отраслью, если бы Пенсионный фонд создал собственную службу доставки пенсий и забрал эту услугу для пенсионеров без карт (на всякий случай, это миллиарды в целом по стране).
Все эти последние годы грозятся уйти из-под почтовой доставки и издатели газет-журналов. Это тоже миллиарды для Почты России, которые она из рук вон плохо отрабатывает, нарушая всякие договорные обязательства и не доставляя вовремя периодику.
Нет уже и той разветвлённой сети почтовых отделений, какие были в районе ещё в 90-х годах. Посокращали почтальонов, закрыли отделения, обещая привозить курьерской доставкой (по типу автолавки). Но чтобы не было почтальонов в Строителе – такого вряд ли кто припомнит.
И, тем не менее, дожили и до такого. На одном из отлаженных и отработанных участков уволилась, не выдержав просто адских условий, почтальон. Её очень любили на своём участке, поскольку всё всегда старалась доставить вовремя. И 21 улица в окружном центре осталась без доставки. Срывая выполнение договорных обязательств, в частности, и перед нашими подписчиками (а доля Почты в общей цене подписного абонемента давно зашкаливает за половину), руководство яковлевского почтамта просто вывесило в центральном зале объявление, объясняющее отсутствие почтальона и содержащее приглашение забирать газету самим. Причём, поначалу тех, кто всё-таки пошёл на уступку и начал приходить на почту своими ногами, не могли даже отдельно, без очереди обслужить.
В редакцию по этому поводу обращались десятки наших людей, в частности, Валентина Прошина с ул. Ленина, 11, Татьяна Карпова с ул. Советской, 30, Мария Апухтина с ул. Кривошеина, 6, гр. Стукалова и Беляева с ул. Кривошеина, 4, причём последняя вообще не ходит своими ногами.
- Ну как такое возможно терпеть, - рассказала нам наша постоянная читательница Надежда Мерзликина. – Пошла на приём к начальнику почтамта. После этого таких как я перевели получать газету через сортировку, со двора. Во время второго посещения мне было радостно сообщено, что почтальона, наконец, на работу приняли, и ситуация с доставкой нормализуется.
Мы бы, наверное, и поверили, если бы не раздался звонок от другой нашей читательницы «со стажем». С той же проблемой, отсутствием доставки, обратилась Мария Лопина с ул. Циолковского. Точно так же, и звонила, и обращалась, сама-то не в силах забирать «Победу» на почтамте. Кто бы слышал жалобы людей!
Отдельно стоит сказать вообще о работе почтамта. 26-тысячный город, в котором по субботам главный офис работает до обеда, а в воскресенье – вовсе на замке. И достаточно взглянуть на очереди, которые каждый день собираются у дверей почтамта, пока тот в течение часа закрыт на обед в будние дни, чтобы понять: такой график не может горожан устраивать! Почтовое начальство, ау!
Все вышеозвученные проблемы носят далеко не локальный характер. На Почте это «системная ошибка». Сей факт подтверждают совсем свежие новости. «Почта России» столкнулась с массовым увольнением сотрудников после изменения правил распределения ставок и начисления зарплаты, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
В распоряжении газеты также оказался соответствующий приказ компании, принятый в мае. Если раньше сотрудники почты могли одновременно делить несколько ставок, чтобы получить бóльшую зарплату (например, на трёх сотрудников приходилось пять ставок), теперь на это ввели ограничения, кроме того, сокращается само число ставок, сказал один из собеседников газеты.
«Ситуация в разных регионах разная, в некоторых она усугубляется перегибами на местах, где сотрудников начали сокращать, если они не соглашаются на понижение зарплаты».
В пресс-службе «Почты России» газете сообщили, что «приказ вводит в действие положение об оплате труда, в котором мы учли ограничения по максимально возможному совокупному персональному вознаграждению руководящего состава», а о сокращении основного персонала «речи не идёт». То, что в ведомстве, мягко говоря, не всегда выпячивают правду, известно. И конкретный случай это подтвердил.
Ищет юриста по трудовому праву дочь одной из сотрудниц Почты Екатерина. В чём суть?
«Моя мама отработала 13 лет на Почте России в городе Строителе, теперь условия работы стали совершенно невыносимыми. Звягинцева Ирина Викторовна была номинирована дважды на звание «Лучший почтальон Белгородской области».
Сейчас же при увольнении с ней-де некрасиво поступили, пишет Екатерина.
«Мама очень наивная и доверчивая, а я из другого города и мне требуется содействие, чтобы ей помочь и защитить».
Мы обратились за содействием к заместителю генерального директора УФПС по Белгородской области Татьяне Дмитриевой. Нам обещали разобраться и помочь. Хотя бы в этом частном деле. Спустя короткое время раздался ответный звонок с сообщением, что проблема решена. В остальном осознаём, что изменить «правила игры» региональный филиал в вертикально интегрированной федеральной структуре не может. Надежда только на правительство, но и оно регулярно меняет руководителей, по сути, государственного предприятия, но порядка в нём как не было, так и нет.
К слову, в минувшем году Почта России впервые за последние годы получила большой убыток – 27 млрд рублей, в первом квартале текущего года чистый убыток ведомства уже превысил 5 млрд. Не хочется быть «пророком в своём Отечестве», но как бы нам такими темпами вообще не остаться в стране без родимой Почты…
Когда верстался номер. Раздался очередной звонок от нашего читателя Александра Кривошеева. «Победу» уже не доставили и на другой участок города – в микрорайон «Центральный», пер. Кутузова.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram. Доколе?