С возрастом отношение к культуре меняется. По молодости мало кто из нас задумывается о том, откуда пошли предки, чем промышляли, какой образ жизни вели, но мы взрослеем, и эти вопросы всё чаще всплывают на поверхность. Только вот получить интересующую информацию уже не у кого. В последнее время интерес к народной культуре, её возрождению, сохранению и развитию проявляется не только у взрослых, но и молодёжи.
В школе села Завидовки работе по изучению народной культуры уделяют огромное внимание. Причём не на словах, а на деле. С 1998 года по инициативе педагогов, учеников и родителей был создан школьный этнографический музей, который в 2002 году получил официальный статус.
«Наш музей представляет собой русскую избу, пятистенку. Пятая стена это ширма, которая разделяет дом на две половины: «чистую» и «грязную», - рассказывает руководитель музея Татьяна Николаевна Гетман. - В «грязной» половине всегда находилась русская печь. На ней готовили еду, она обогревала, на ней спали. Правый угол от печи назывался бабий кут, в нём командовала хозяйка дома. У нас в музее собраны домашняя утварь, рогачи, ступа, утюги, рубель, прялки – всё, что необходимо для ведения домашнего хозяйства. В «чистой» половине дома всегда был Красный угол. Там стояли скамьи, стол, висели иконы. Весь дом был украшен вышитыми рушниками, на кроватях - подзоры, косячковые (лоскутные) одеяла, на стенах – портреты, «одетые в рушники». В настоящее время в музее 288 экспонатов. В нём находятся такие разделы экспозиции, как быт крестьян конца XIX - начала ХХ века, народные ремёсла (ткачество, плетение из лозы, вышивка, керамика), женская народная одежда».
Экскурсоводы из числа учащихся проводят обзорные экскурсии, педагоги - музейные уроки. Совет музея и его члены принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, в конкурсах рисунков, фотографий, творческих и исследовательских работ. Ребята даже разработали тематическую экскурсию по селу Завидовке «По родному краю - с любовью».
Гордостью и ценностью музея является богослужебная книга 19 века. Её в дар преподнесла бывший директор школы Валентина Демьяновна Соколова. Раньше по ней вели службы в храме. Это уникальная вещь. Она заряжена такой мощной энергетикой.
Ещё один из экспонатов, который привлекает внимание, – самовар. Жительница села Подымовки Галина Козьминична Кулабина подарила его музею, а достался он ей по наследству от свекрови. На самоваре поставлено клеймо «Высочайшее товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева». Оказывается, начало знаменитой фабрике Баташевых положило маленькое самоварное заведение, основанное в 1840 году оружейником Степаном Баташевым в пригороде Тулы, Чулковой слободе. Но в 1861 году оно сгорело.
Вновь наладили производство сыновья Баташева Василий, Александр и Павел. За год фабрика производила около 6 000 самоваров. Самовары Баташева (фабрика «Наследники В.С. Баташева») всегда отличались высоким качеством и получали огромное количество наград на всевозможных выставках. А в 1896 г. на всероссийской выставке фабрика была отмечена высочайшей наградой для русского промышленника – правом ставить на изделия большой государственный герб.
Почему Завидовку считают гусиным царством? Ответ оказался прост – месторасположение села способствует развитию этого промысла. На окраине раскинулся большой пруд и речка Пена, которая протекает через сёла Завидовку и Раково. Круглый год здесь можно увидеть большие и маленькие стада домашних гусей. Живым символом села, его брендом является гусь. Об этом мы тоже узнали в музее.
Наблюдая за гусями, люди сопоставляют их поведение с природными явлениями. Каждый в селе знает, если гусь ощипывается – к хорошей погоде, а если хлопает крыльями и поджимает лапы – к морозу. Даже выражение «как с гуся вода» говорит о том, что в облике и повадке этих птиц люди находят черты собственного поведения.
Сегодня, как и сто лет назад, можно увидеть стада пасущихся гусей. Некоторые односельчане продолжают добрую традицию и на своих подворьях разводят птицу. Таких подсобных хозяйств в Завидовской территории немало. Примером являются подворья И.Н. Тютюнова, Я.И. Хантелёва, В.Н. Кулабина, Г.И. Совкова и других.
Анна Канашина, технический работник школы, в нашей беседе рассказала, что гусь – птица своенравная, может и напасть, особенно если кто-то захочет позариться на потомство. Тут родители грудью встают и идут в бой. Для семьи Анны Алексеевны разведение гусей является хорошим материальным подспорьем. Как и в давние времена, продолжают цениться пух, перо и мясо.
Правда, придётся с птицей повозиться. Это раньше гуси сидели на яйцах под кроватью в избах, сейчас для них строят утеплённые сараи. Каждая гусыня знает своё место, где высиживает птенцов. Но некоторые могут яйца украсть и перекатить – из одного места в другое. Тут глаз да глаз нужен.
Рацион у гусей своеобразный. Чаще для них готовят «мешанку», то есть соединяют кукурузу, пропаренный горох, пшеницу, картофель. Есть ли смысл их держать не только для себя, но и на продажу? Есть. Если птенец гуся стоит около 300 рублей в мае, то к Новому году, когда жители округа спешат в Завидовку, чтобы купить к праздничному столу тушку птицы, цена возрастает от 1,5 до 2-х тыс. руб.
Раз уж заговорили про блюда из гуся. На этот раз наш путь в рамках проекта «Яковлевская трапеза» лежал в село Подымовку, где мы приготовили «жаркое по-подымовски». Но об этом читайте в следующем номере газеты «Победа».